Прочитайте текст и письменно дайте ответ на следующие вопросы: 1.Внимательно прочитайте текст и найдите одно ключевое понятие или идею, вокруг которого строит свое размышление философ.
2.Сформулируйте определение этого понятия: что это, с точки зрения автора? Чем автор подкрепляет свою идею?
3.Есть ли у вас возражение? Если да, то запишите и аргументируйте его. Если нет, то добавьте свои аргументы к идеи автора.
АРИСТОТЕЛЬ
«Никомахова этика»
Поскольку целей несколько, а мы выбираем из них какую-то определенную (например, богатство, флейты и вообще орудия) как средство для другого, постольку ясно, что не все цели конечны, [т. е. совершенны]. А наивысшее благо представляется чем-то совершенным. Следовательно, если существует только какая-то одна совершенная [и конечная цель], она и будет искомым [благом], если же целей несколько, то [искомое благо) — самая из них совершенная, [т. е. конечная]. Цель, которую преследуют саму по себе, мы считаем более совершенной, чем та, [к которой стремятся как к средству] для другого, причем цель, которую никогда не избирают как средство для другого, считаем более совершенной, чем цели, которые избирают {как} сами по себе, так и в качестве средств для другого, а безусловно совершенной называем цель, избираемую всегда саму по себе и никогда как средство. Принято считать, что прежде всего такой целью является счастье. Ведь его мы всегда избираем ради него самого и никогда ради чего-то другого, в то время как почет, удовольствие, ум и всякая добродетель избираются как ради них самих (ибо на каждом из этих [благ], пусть из него ничего не следует, мы бы все-таки остановили выбор), так и ради счастья, ибо они представляются нам средствами к достижению счастья. Счастье же никто не избирает ни ради этих [благ], ни ради чего-то другого.
То же самое получится, если исходить из самодостаточности, потому что совершенное благо считается самодостаточным. Понятие самодостаточности мы применяем не к одному человеку, ведущему одинокую жизнь, но к человеку вместе с родителями и детьми, женой и вообще всеми близкими и согражданами, поскольку человек — по природе [существо] общественное. Но здесь надо принять известное ограничение: в самом деле, если расширять [понятие общества] до предков и потомков и до друзей наших друзей, то придется уйти в бесконечность. Но это следует рассмотреть в своем месте. [Здесь] мы полагаем самодостаточным то, что одно только делает жизнь достойной избрания и ни в чем не нуждающейся, а таковую мы и считаем счастьем. Кроме того, [мы считаем, что счастье] больше всех [благ] достойно избрания, но в то же время не стоит в одном ряду с другими. Иначе счастье, разумеется, [делалось бы] более достойным избрания с [добавлением даже] наименьшего из благ, потому что добавлением создается перевес в благе, а большее из благ всегда достойнее избрания. Итак, счастье как цель действий — это, очевидно, нечто совершенное, [полное, конечное] и самодоста
“О! если б кто в людей проник:
Что хуже в них? душа или язык?”
(Чацкий, явление 10)
“Поверили глупцы, другим передают,
Старухи вмиг тревогу бьют –
И вот общественное мненье!”
(Чацкий, явление 10)
“Ах! Как игру судьбы постичь?
Людей с душой гонительница, бич! –
Молчалины блаженствуют на свете!”
(Чацкий, явление 13)
“В деревню, к тётке, в глушь, в Саратов…”
(Фамусов, явление 14)
“Муж – мальчик, муж – Слуга, из жениных пажей –
Высокий идеал московских всех мужей.”
(Чацкий, явление 14)
“Так! Отрезвился я сполна,
Мечтанья с глаз долой – и спала пелена…”
(Чацкий, явление 14)
“Вы правы́: из огня тот выйдет невредим,
Кто с вами день пробыть успеет,
Подышит воздухом одним,
И в нем рассудок уцелеет.
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорблённому есть чувству уголок!..
Карету мне, карету!”
(Чацкий, явление 14)
Многие крылатые выражения ,афоризмы из "Горе от ума" Грибоедова,вошли в нашу речь,начиная с самого названия комедии,говоря "горе от ума",мы имеем ввиду,что кто-то перемудрил,переусердствовал,усложняя простое решение вопроса,ненужными,углублёнными и ошибочными познаниями.
"Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь"-сокращённо "минуй нас и барский гнев,и барская любовь"часто мы употребляем в речи,относительно нашего начальства,когда нам не хотелось бы излишнего внимания руководства.
"Счастливые часов не наблюдают"-крылатая фраза о влюблённых.
"А судьи кто?"-мы говорим,когда не согласны с теми,кто пытается нас незаслуженно осудить или оспорить.
"Ум с сердцем не в ладу"-означает,что мы понимаем,что не стоит делать что-то,но мы делаем,следуя за чувствами,а не разумом.
"Там хорошо, где нас нет"-очень расхожая фраза,на любые жалобы.
"Свежо предание, а верится с трудом."-отражает недоверие к рассказанному.
"Дистанции огромного размера"-мы говорим о больших городах,где всё находится далеко друг от друга.
"Блажен, кто верует, тепло ему на свете!"-блажен,кто верует говорят,когда кто-то отстаивает безнадёжное дело,а окружающие не верят в успех.
"Служить бы рад, прислуживаться тошно"-прислуживаться тошно,значит ,что человек не хочет унижаться и лебезить.
"Мильон терзаний"-много мыслей,дум.
"День за день, завтра, как вчера"-ничего не меняется,все по прежнему.
"Карету мне! Карету!"-часто мы употребляем в шутку.
"Что слово - приговор!"-о силе слова,сказанного не вернуть,а это может кому-то очень навредить.
"Ба! знакомые все лица!"-мы говорим,видя и приветствуя знакомых .
" И говорит, как пишет!"-о правильной и красивой речи.
"Кто беден, тот тебе не пара"-о неравном браке,но необязательно в материальном плане,бедность может быть и духовной.
"Герой... Не моего романа."-о неинтересном человеке.
"Шел в комнату, попал в другую"-оказаться не том месте,не в тот час.
"И золотой мешок, и метит в генералы"-о богатом,но недалёком человеке.
"Ах! злые языки страшнее пистолета."Грех не беда, молва не хороша "-о силе плохого слова,слухи могут испортить репутацию.
"И кто влюблён - на всё готов"-о неразумных поступках,сделанных из-за любви.
"Эй, завяжи на память узелок "-когда просят промолчать кого-либо,не высказывать своего мнения.
"Над старостью смеяться грех"-грешно смеяться над больными и слабыми.
"Подписано, так с плеч долой!"-когда хотят закрыть вопрос и прекратить обсуждения.
"Век нынешний и век минувший"-сравнение времён и нравов.
"Мне всё равно, что за него, что в воду."-безразличие к человеку.
"Всё врут календари"-когда не могут найти виновника,в шутку,валят на календари.