Давно отгремела великая отечественная война. уже выросли поколения, знающие о ней по рассказам ветеранов, книгам, кинофильмам. поутихла с боль утрат, зарубцевались раны. но наши писатели и поэты обращались и обращаются к тем далеким дням. война по-прежнему живет в памяти нашего народа. военная тема поднимает коренные вопросы человеческого бытия. современная о войне обращается к наиболее тяжелым в ходе великой отечественной войны, к критическим моментам в судьбах героев, выявляла гуманистическую природу воюющего солдата. военная проза второй половины xx века – один из наиболее крупных “блоков” современного процесса. на ее страницах воспитывались многие поколения читателей. к ней обращаются сейчас и фронтовики-ветераны великой отечественной войны, и вчерашние школьники, готовящие себя к службе в рядах вооруженных сил страны. наша (разумеется, лучшие книги) немало сделала для того, чтобы в грозных, катастрофических обстоятельствах пробудить у людей чувства ответственности, понимания того, что именно от них зависит судьба страны. жестокая, кровавая война потребовала духовного раскрепощения, сопровождалась стихийным освобождением от душивших живую жизнь и искусство сталинских догм, от страха и подозрительности. каждый третий из ушедших на фронт писателей – около четырехсот человек – с войны не вернулся. писатели фронтового поколения принесли в тяжелый, кровавый опыт “окопников”, они сами пережили то, что было уделом огромного числа людей, объединенных одним желанием – уничтожить врага. в послевоенной продолжается осмысление трагических событий войны, правда о войне, которую четверть века пытались вытеснить из , пришла к читателю. произведения писателей, пришедших в прямо с полей сражений, имеют большое воспитательное значение. многие герои этих книг могут служить примером мужества, бесстрашия, проявленных при выполнении своего долга перед отечеством. военная проза ю. бондарева, в. быкова, к. воробьева, б. васильева, в. кондратьева, б. васильева сурова, трагична. герои произведений часто , казалось бы, в безвыходные ситуации, когда надо сделать выбор между честью и бесчестием, чувством долга и вполне естественным стремлением человека сберечь свою, единственную жизнь. перед угрозой смерти люди ведут себя по-разному. одни мужественно, смело, поражая выдержкой и высоким чувством товарищества. другие оказываются трусами, приспособленцами. в трудную минуту резко отделяется добро ото зла, чистота от подлости, героизм от предательства. и важно, что писатели подводят своих героев к правильному выбору, проведя их через сложные испытания, показывая их духовную стойкость, силу воли. победа 1945 года, безусловно, возрождает и укрепляет оптимизм, веру в конечное торжество добра, справедливости, человечности. о войне имеет антивоенную направленность. показывая войну во всей ее сложности, в “крови, страданиях, смерти”, писатели выражают убеждение в том, что это не должно повториться. фронтовые страницы прозы сильны гуманистическим началом. им проникнуты произведения к. воробьева, в. астафьева, в. кондратьева, г. владимова. они буквально “кричат” о преступности бессмысленных жертв. едва ли найдется сейчас такая целостная система произведений, которая с редкой силой и свободой говорила бы, вопреки официальным установкам, что величайшей ценностью на земле является человеческая жизнь.
Давным давно жил был на свете злой человек. Жил он один одинешенек в маленьком домике на окраин глухой худой деревушки. Семьи у него не было и никто с ним не водился. Сидел он дома и вздыхаал, а потом выходил на улицу и творил зло. Уж нет счета его деяниям. На другой окраине жил человек настолько светлый и добрый, что и не описать словами. Жили они в одной деревушке и однажды довелось им встретиться. Посмотрел Добряк на дом его и видит: детвора шумит, зовёт его, обзывает злого Чудака, а как тот выходит, так разбегается; все в округе то и делают, что обижают его. -Что ж вы делаете? Кто ж там живёт? -Не человек, Батюшка, а Сатана! Зашёл в дом Добряк и ужаснулся: кругом всё некрасиво, грязно, не хозяйственно. -Кто там? Я не звал никого! А ну-ка катись, пока не обидел- послышался глухой голос. -Я к тебе с вопросом пришёл: ты почём всех обижаешь? -Не твоё дело, катись! -Ну уж нет, я добру тебянаучить хочу! -А что такое добро? -Смотри, горимычный! - сказал Добряк и Чудаку навести порядок в доме. Поставил он самовар, заварил добротный чай и сел о жизни раговаривать, мол, так и так надо добро делать. -А я добра в жизни не видовал, - вздохнул Чудак. Вишь как все не любят меня. Что, не человек я что ли? Руки, ноги есть1 -Не в руках дело! Надо сердцем жить, понимаешь? Если будешь делать людям добро, то тебе самлму добротно и спокойно будет. Вот как я? Видишь? - и показал Добряк на весь уют, наведенный им. -Вот оно, добро... И сосзвал тогда Чудак народ и извинился перед всеми. Тогда он пообещал всем, что будет отныне всем как это делает Добряк.
На другой окраине жил человек настолько светлый и добрый, что и не описать словами.
Жили они в одной деревушке и однажды довелось им встретиться. Посмотрел Добряк на дом его и видит: детвора шумит, зовёт его, обзывает злого Чудака, а как тот выходит, так разбегается; все в округе то и делают, что обижают его.
-Что ж вы делаете? Кто ж там живёт?
-Не человек, Батюшка, а Сатана!
Зашёл в дом Добряк и ужаснулся: кругом всё некрасиво, грязно, не хозяйственно.
-Кто там? Я не звал никого! А ну-ка катись, пока не обидел- послышался глухой голос.
-Я к тебе с вопросом пришёл: ты почём всех обижаешь?
-Не твоё дело, катись!
-Ну уж нет, я добру тебянаучить хочу!
-А что такое добро?
-Смотри, горимычный! - сказал Добряк и Чудаку навести порядок в доме. Поставил он самовар, заварил добротный чай и сел о жизни раговаривать, мол, так и так надо добро делать.
-А я добра в жизни не видовал, - вздохнул Чудак. Вишь как все не любят меня. Что, не человек я что ли? Руки, ноги есть1
-Не в руках дело! Надо сердцем жить, понимаешь? Если будешь делать людям добро, то тебе самлму добротно и спокойно будет. Вот как я? Видишь? - и показал Добряк на весь уют, наведенный им.
-Вот оно, добро...
И сосзвал тогда Чудак народ и извинился перед всеми. Тогда он пообещал всем, что будет отныне всем как это делает Добряк.