Прочтите библейскую притчу, сравните ее, используя диаграмму Венна со стихотворениями А.С.Пушкина и Н.А.Некрасова (какие идеи притчи используют поэты?) Притча о сеятеле
Иисус рассказал народу притчу о сеятеле: "Вот, вышел сеятель сеять; и когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; иное упало на места каменистые, где немного было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока. Когда же взошло солнце, увяло, и, как не имело корня, засохло; иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать. Кто имеет уши слышать, да слышит!" Затем Иисус пояснил ученикам значение этой притчи: "Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его - вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостью принимает его; но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатством заглушает слово, и оно бывает бесплодным. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать".
А.С.Пушкин
Изыде сеятель сеяти семена своя
Свободы сеятель пустынный,
Я вышел рано, до звезды;
Рукою чистой и безвинной
В порабощенные бразды
Бросал живительное семя –
Но потерял я только время,
Благие мысли и труды…
Паситесь, мирные народы!
Вас не разбудит чести клич.
К чему стадам дары свободы?
Их должно резать или стричь.
Наследство их из рода в роды
Ярмо с гремушками да бич.
Н.А.Некрасов
СЕЯТЕЛЯМ
Сеятель знанья на ниву народную!
Почву ты, что ли, находишь бесплодную,
Худы ль твои семена?
Робок ли сердцем ты? слаб ли ты силами?
Труд награждается всходами хилыми,
Доброго мало зерна!
Где ж вы, умелые, с бодрыми лицами,
Где же вы, с полными жита кошницами?
Труд засевающих робко, крупицами,
Двиньте вперёд!
Сейте разумное, доброе, вечное,
Сейте вам скажет сердечное
Русский народ…
Что подразумевают люди, когда говорят: «Я хочу быть самим собой»? Думаю, в этих словах выражается их решимость жить по своим лекалам, по индивидуальным стандартам поведения. Они всегда сами решают, как поступить и что делать, не подстраиваясь под «изменчивый мир». Таких героев мы часто встречаем в литературе.
Например, А.Н. Островский в пьесе «Гроза» познакомил нас с Катериной — молодой женщиной, которая смогла сохранить верность своим убеждениям, несмотря на давление деспотичной свекрови и негативное влияние купеческой среды. Героиня всегда была вольной и активной девушкой, утопающей в поэтических грезах и жаждущей любви. В ее доме царили взаимопонимание и уважение. Однако после замужества она столкнулась с ханжеской моралью, жестокостью и грубостью Кабанихи, которая тиранила всех членов семьи и меняла их под себя. По ее мнению, все домочадцы должны были ее бояться и во всем подчиняться лишь ее воле. Катерина не готова была смириться с этим самодурством и возражала Марфе Игнатьевне, вновь и вновь получая упреки, придирки, обвинения в ответ. Но агрессия свекрови не помешала героине воплотить свою заветную и греховную мечту — оказаться в объятиях любимого человека, а не слабовольного супруга, равнодушного к ее участи. Катерина, несмотря на попытку Кабанихи переделать невестку, осталась самой собой и сделала личный выбор, не подстраиваясь под требования окружения. Даже ее признание в адюльтере свидетельствует о том, что верность своим убеждениям была главным нравственным принципом Катерины. Она ни разу не поступилась им, поэтому выбрала смерть — единственный остаться собой в мире, давящем на нее со всех сторон.
Не менее принципиальна и категорична героиня рассказа И.А. Бунина «Чистый понедельник». Она была богата, красива, молода, образована, и весь мир был у ее ног. Преуспевающий поклонник настойчиво ухаживал за ней и был готов к серьезным отношениям. Отец не неволил дочь и предоставлял ей все возможности для самоопределения. Казалось бы, ее судьба предрешена: прекрасная партия, обеспеченная жизнь, увлечение искусством. Окружающий мир диктовал ей определённый шаблон поведения, которому она не последовала. Героиня была глубоко верующим человеком и видела свое призвание в монастырской аскезе, а не мирских развлечениях. Сблизившись со своим избранником, познав любовь, она навсегда отрешилась от мира и сделала окончательный выбор в пользу религиозной деятельности. Несмотря на протесты своего кавалера, отца, окружения, она сделала так, как захотела. Это и есть воплощение принципа «быть самим собой».
Таким образом, остаться самим собой в обществе, навязывающем универсальные ценности и устремления, можно только ценой постоянной борьбы за свою самостоятельность. Тот, кто имеет индивидуальность, имеет силу и терпение отстаивать свою точку зрения.
Объяснение:
Нужно рассмотреть причины самоубийства Катерины в пьесе «Гроза». Для совершения того или иного действия у человека должны быть мотивы. У Кати мотивов было несколько. Во-первых, проблемы в семье. Свекровь Катерины, Марфа Игнатьевна, при любой удобной возможности унижала, оскорбляла и издевалась над молодой девушкой. В то время не принято было перечить старшим, даже если их точка зрения была ошибочна. Хорошее воспитание не позволяло Кате оскорбить в ответ. Марфа Игнатьевна знала, что у Кати сильный характер, поэтому опасалась, как бы невестка не изменила безропотного Тихона. Отношения с мужем у Кати складывались натянуто. Девушку рано выдали замуж за того, кого она так и не смогла полюбить. Катерина признаётся Варваре, что испытывает к Тихону чувство жалости. Сам Тихон настолько подчинён матери, что не может защитить Катю от истерик Кабанихи, несмотря на то, что искренне любит жену и отдушину мужчина находит в выпивке.
Во-вторых, разочарование в Борисе. Катя влюбилась в приехавшего из Москвы молодого человека очень быстро. Её чувства оказались взаимны. Скорее всего, девушка, благодаря силе своего воображения, дополнила настоящего Бориса несвойственными ему чертами, создала идеальный образ и полюбила именно образ, а не самого человека. Катерина считала, что с Борисом её жизнь будет соответствовать представлениям: быть наравне с мужем, не врать, быть свободной. Вот только Борис оказался немного другим. Он приехал в Калинов лишь затем, чтобы просить денег у своего дяди Савла Прокофьевича. В один из самых важных для Кати моментов жизни Борис отказывает в Молодой человек отказывается брать Катю с собой в Сибирь, отвечает очень неясно. Борис не хочет брать на себя ответственность за свои чувства, за девушку Катю. Катя осталась одна. Она понимает, что ей некуда и не к кому идти. С этой точки зрения, сом. Ведь можно найти в себе силы, смириться с позором, и прочее-прочее. Но важно знать одно обстоятельство.
В-третьих, Катю беспокоило несоответствие реальной жизни и её представлений об этой жизни. Девушку учили жить честно, по законам христианской морали. В Калинове подменили это понятие на жестокие законы общества. Катя видит, что прикрываясь христианскими ценностями, люди творят ужасные вещи. Происходящее напоминает замкнутый круг, болото, которое рано или поздно заберётся в душу каждого жителя города. Кате невозможно выбраться из этого мира, потому что Калинов — это исчерпывающее пространство. Другого пространства не существует. Долгое время девушка чувствует себя в клетке, ничто не позволяет ей почувствовать саму жизнь.
Объяснение:
Какой-то критик при анализе образа Катерины, сказал, что таким людям «лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны».