Основная тема романа — передовая личность в ее отношении к дворянскому обществу. Эта тема раскрывается Пушкиным в образах Онегина, Ленского, Татьяны — представителей дворянской интеллигенции. Пушкин с большой теплотой рисует образ Татьяны, воплощая в ней лучшие черты русской женщины. Татьяна росла и воспитывалась в семье дворян-помещиков, верных «привычкам милой старины» . С детства близким ей человеком была няня, простая русская крепостная женщина, с которой Татьяна делилась своими сокровенными мыслями и переживаниями. Общаясь с дворовыми девушками и слушая рассказы няни, Татьяна знакомится с народной поэзией, проникается любовью к ней. Близость к народу, к родной природе развивает в Татьяне ее нравственные качества: душевную простоту, искренность, естественность. От природы Татьяна умна, своеобразна, самобытна. С детства она отличалась от своих сверстников. Она была «дика, печальная, молчалива» , «как лань лесная боязлива» и «…часто целый день одна сидела молча у окна» , Пушкин говорит, что она была одарена «воображением мятежным, умом и волею живой и своенравной головой, и сердцем пламенным и нежным» . Ум и своеобразие натуры выделяют ее среди других в помещичьей среде и светском обществе и приводят к осознанию пошлости, праздности и пустоты жизни окружающих ее людей. Она мечтает о человеке, который бы внес в ее жизнь высокое содержание, был бы похож на героев любимых романов. Таким показался ей Онегин, светский молодой человек, приехавший из Петербурга, умный и благородный. Татьяна со всей своей искренностью и простотой влюбляется в Онегина: «…Все было им полно, все деве милой без умолку твердит о нем» , Но Онегин не понял всей силы и глубины чувства Татьяны. И не оценил его. Любовь приносит Татьяне одни страдания. В конце концов она уступает матери, и, повторяя судьбу многих женщин того времени, выходит замуж за нелюбимого человека. Но в душе Татьяна осталась прежней. В свете она одинока: не нашла здесь того, к чему стремилась возвышенной душой. Свое отношение к светской жизни она выражает в словах, обращенных к Онегину, вернувшемуся в столицу.
Вернувшись домой, взволнованный юноша не мог уснуть и отправился встречать утро на улицу. Все казалось ему «особенно мило и значительно». Однако безмятежное счастье молодого человека было внезапно развеяно ужасной картиной наказания татарина, проходящего сквозь бесконечный строй солдат, вооруженных палками . Не человек, а подобие человека двигалось под ударами шпицрутенов. Командовал этим жестоким избиением не кто иной, как отец Вареньки — красивый, высокий полковник, строго наблюдающий, чтобы каждый из солдат оставил свой след на спине несчастного. Увиденная картина не просто поразила Ивана Васильевича — «у него на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска». Он не понимал, как увиденное могло происходить на самом деле, как полковник мог играть такую ужасную роль: «Очевидно, он что-то знает такое, чего я не знаю… Если бы я знал то, что он знает, я бы понимал и то, что я видел, и это не мучило бы меня».Герой сам делает выбор «что хорошо, что дурно», в его восприятии образ Вареньки и ее отца-полковника слишком тесно переплетены. Поэтому девушка стала ему неприятна: «Любовь так и сошла на нет после этого дикого случая…». Таким образом герой сделал свой нравственный выбор перед самим собой.