Пьесу Дениса Фонвизина называют комедией воспитания, потому что главной проблемой этого драматического произведения на самом деле является не плохое отношения к крестьянам, а его причина. Пьесу «Недоросль» до сих пор изучают в школе, ведь проблема воспитания до сих пор остается актуальной. Фонвизин заостряет внимание на том, что корень проблемы тянется от невежества, непросвещенности старшего поколения дворян. Пьеса Фонвизина была написана во времена эпохи Просвещения. На тот момент искусство исполняло определенную функцию: оно должно было воспитывать. Денис Фонвизин написал классическое произведение современной ему эпохи. Одна из главных героинь пьесы барыня Простакова совсем непросвещенная. Ни она, ни ее муж, ни ее брат не знают грамоты, не умеют считать и писать. Они думают, что это все в жизни не пригодится, без этого можно прожить. Главное – иметь деньги. Тот, кто богат – для них в почете, бедный – хуже животного. Скотинин, брат Простаковой, очень любил свиней. Он даже хотел жениться на Софии, чтобы заполучить этих животных. Простакова тем не менее пытается дать образование сыну Митрофану. Дело не в том, что она меняет свои взгляды на просвещенность, просто на тот момент получать образование было модно. И все же Митрофан так и не смог познать науку. Из-за своей непросвещенности мать подбирает ему учителей-неуков, которые и сами на самом деле ничего не знают. Эта барыня все измеряла в деньгах. Простакова считала, что чем больше она заплатит преподавателю, тем лучше он научит ее ребенка. Впрочем, мать не очень заботило качество образования Митрофана. Она часто вламывалась на уроки, слушала задания для сына и перечила учителям, ведь, по ее мнению, все это Митрофану в будущем не понадобится. Однажды она услышала задание по арифметике, где нужно было посчитать количество отданных денег. Ее реакция была мгновенной: Простакова тут же сказала сыну, чтобы никому не отдавал никаких денег. Эта сцена показывает всю глубину ее темноты и непросвещенности. Естественно, что здесь можно увидеть не только одну проблему воспитания. И все же именно она становится центральной, потому что все остальные сводятся именно к этой проблеме. Родители для детей являются самым лучшим примером. Ребенок всегда подражает своему отцу или же матери. Митрофан не хотел учиться. Это и понятно, ведь мы видели отношение его матери к образованию. Проблема не только в том, что этот мальчик вырос непросвещенным, темным, но и в том, что его родители тоже невежды. Фонвизин боролся с непросвещенностью России. Он считал, что настоящими руководителями смогут стать только те дворяне, которые были воспитаны в строгих правилах. Именно это, по мнению автора, позволит им быть более мягкими и гуманными по отношению к своим слугам. Денис Фонвизин под словом «воспитание» имеет в виду не так образование, как ее нравственную часть. Ведь наука – это не только цифры и буквы, это в первую очередь правильное мышление, анализ, а потом и действие. Простакова весьма жестока со своими слугами. Ярким примером является ее отношение к Ермеевной, которая прослужила этой семье почти всю жизнь, но в знак благодарности получает копейки и пощечины. Если бы старшее поколение дворян имело хорошее воспитание, то они никогда бы не позволили себе плохо относиться к другим людям, даже если те ниже их по чину. Если бы они жили в мире со своими слугами, считались с их проблемами и нуждами, то и крепостные отвечали бы им совестной работой и преданностью. А это в свою очередь точно имело бы благотворное влияние на развитие всей страны. Дядя Софьи Стародум вспоминает, что когда-то звание «дворянин» нужно было заслужить, а теперь же, если ты родился в семье дворян, значит уже и сам автоматическим им становишься. В итоге эта система уничтожила мудрых руководителей и породила таких невежд, как Простаковы. Я считаю, что пьеса «Недоросль» не потеряла своей актуальности. Проблема воспитания – одна из ключевых в нашем обществе. Грубость, непросвещенность, безнравственность – все это очень ярко можно увидеть сегодня, просто выйдя на улицу. Денис Фонвизин, написав эту пьесу, опередил время. Он показал общество, которое образовалось из-за отсутствия воспитания, тем самым подав нам урок: чтобы не допустить такого невежества, нужно в первую очередь обратить внимание на воспитание своих детей.
2) Жизненные устои его таковы, что учиться надо, "на старших глядя", уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное - быть богатым. Идеалом этого общества являются в монологах Фамусова дядя Максим Петрович и Кузьма Петрович: … вот пример:
«Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! -
Что за тузы в Москве живут и умирают!..»
3) «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?»
Фамусов: «Сказал бы я во – первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное, поди-тка послужи.»
4) Максим Петрович – покойный дядя Фамусова. Рассказывает о нём, о его месте в обществе, о случае на приёмном дне в царском дворце, как тот упал, при «Вельможе в случае» (сановник, находящийся в милости при дворце, фаворит):
«На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкой;
Был высочайшею улыбкой;
Изволили смеяться; как же он?
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
Упал – вдругорядь – уж нарочно,-
В хохот пущет; (…)»
5) конфликт между представителями “века нынешнего” (Чацкий) и “века минувшего” (фамусовское общество). Чацкий осуждает нравы фамусовского общества: “Тем, кто выше, лесть, как кружево, плели”, “Век покорности и страха”, “Всё под личиною усердия к царю”. Чацкий не видит причин, по которым ему следовало бы уважать и ставить в пример старшее поколение: “Где, укажите нам, Отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?”, “Сужденья черпают из забытых газет”. В одном из своих последних монологов Чацкий указывает на то, что судьба страны именно в руках молодого поколения: “Пускай из нас, из молодых, один найдётся…”, “Не требуя ни мест, ни повышенья в чин…”.
6) Идеи главного героя возмущают и пугают Фамусова: “Опасный человек!”, “Он вольность хочет проповедать!”, “Да он властей не признаёт!”.
сударь, при нем остерегись:
Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче-завтра генерал.»
8) «Сергей Сергеич, это вы ли!
Нет! я перед родней, где встретится, ползком;
Сыщу ее на дне морском.
При мне служа́щие чужие очень редки;
Всё больше сестрины, свояченицы детки;
Один Молчанин мне не свой,
И то зачам, что деловой.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Пьесу Дениса Фонвизина называют комедией воспитания, потому что главной проблемой этого драматического произведения на самом деле является не плохое отношения к крестьянам, а его причина. Пьесу «Недоросль» до сих пор изучают в школе, ведь проблема воспитания до сих пор остается актуальной. Фонвизин заостряет внимание на том, что корень проблемы тянется от невежества, непросвещенности старшего поколения дворян. Пьеса Фонвизина была написана во времена эпохи Просвещения. На тот момент искусство исполняло определенную функцию: оно должно было воспитывать. Денис Фонвизин написал классическое произведение современной ему эпохи. Одна из главных героинь пьесы барыня Простакова совсем непросвещенная. Ни она, ни ее муж, ни ее брат не знают грамоты, не умеют считать и писать. Они думают, что это все в жизни не пригодится, без этого можно прожить. Главное – иметь деньги. Тот, кто богат – для них в почете, бедный – хуже животного. Скотинин, брат Простаковой, очень любил свиней. Он даже хотел жениться на Софии, чтобы заполучить этих животных. Простакова тем не менее пытается дать образование сыну Митрофану. Дело не в том, что она меняет свои взгляды на просвещенность, просто на тот момент получать образование было модно. И все же Митрофан так и не смог познать науку. Из-за своей непросвещенности мать подбирает ему учителей-неуков, которые и сами на самом деле ничего не знают. Эта барыня все измеряла в деньгах. Простакова считала, что чем больше она заплатит преподавателю, тем лучше он научит ее ребенка. Впрочем, мать не очень заботило качество образования Митрофана. Она часто вламывалась на уроки, слушала задания для сына и перечила учителям, ведь, по ее мнению, все это Митрофану в будущем не понадобится. Однажды она услышала задание по арифметике, где нужно было посчитать количество отданных денег. Ее реакция была мгновенной: Простакова тут же сказала сыну, чтобы никому не отдавал никаких денег. Эта сцена показывает всю глубину ее темноты и непросвещенности. Естественно, что здесь можно увидеть не только одну проблему воспитания. И все же именно она становится центральной, потому что все остальные сводятся именно к этой проблеме. Родители для детей являются самым лучшим примером. Ребенок всегда подражает своему отцу или же матери. Митрофан не хотел учиться. Это и понятно, ведь мы видели отношение его матери к образованию. Проблема не только в том, что этот мальчик вырос непросвещенным, темным, но и в том, что его родители тоже невежды. Фонвизин боролся с непросвещенностью России. Он считал, что настоящими руководителями смогут стать только те дворяне, которые были воспитаны в строгих правилах. Именно это, по мнению автора, позволит им быть более мягкими и гуманными по отношению к своим слугам. Денис Фонвизин под словом «воспитание» имеет в виду не так образование, как ее нравственную часть. Ведь наука – это не только цифры и буквы, это в первую очередь правильное мышление, анализ, а потом и действие. Простакова весьма жестока со своими слугами. Ярким примером является ее отношение к Ермеевной, которая прослужила этой семье почти всю жизнь, но в знак благодарности получает копейки и пощечины. Если бы старшее поколение дворян имело хорошее воспитание, то они никогда бы не позволили себе плохо относиться к другим людям, даже если те ниже их по чину. Если бы они жили в мире со своими слугами, считались с их проблемами и нуждами, то и крепостные отвечали бы им совестной работой и преданностью. А это в свою очередь точно имело бы благотворное влияние на развитие всей страны. Дядя Софьи Стародум вспоминает, что когда-то звание «дворянин» нужно было заслужить, а теперь же, если ты родился в семье дворян, значит уже и сам автоматическим им становишься. В итоге эта система уничтожила мудрых руководителей и породила таких невежд, как Простаковы. Я считаю, что пьеса «Недоросль» не потеряла своей актуальности. Проблема воспитания – одна из ключевых в нашем обществе. Грубость, непросвещенность, безнравственность – все это очень ярко можно увидеть сегодня, просто выйдя на улицу. Денис Фонвизин, написав эту пьесу, опередил время. Он показал общество, которое образовалось из-за отсутствия воспитания, тем самым подав нам урок: чтобы не допустить такого невежества, нужно в первую очередь обратить внимание на воспитание своих детей.
1) План своих дел:
«...На листе черкни на записном,
Противу будущей недели:
К Прасковье Федоровне в дом
Во вторник зван я на форели. (…)
Отметь-ка, в тот же день… Нет, нет.
В четверг я зван на погребенье. (…)
Пиши: в четверг, одно уж к одному,
А может, в пятницу, а может, и в субботу,
Я должен у вдовы, у докторши крестить.»
2) Жизненные устои его таковы, что учиться надо, "на старших глядя", уничтожить вольнодумные мысли, служить с покорностью лицам, стоящим ступенькой выше, а главное - быть богатым. Идеалом этого общества являются в монологах Фамусова дядя Максим Петрович и Кузьма Петрович: … вот пример:
«Покойник был почтенный камергер,
С ключом, и сыну ключ умел доставить;
Богат, и на богатой был женат;
Переженил детей, внучат;
Скончался; все о нем прискорбно поминают.
Кузьма Петрович! Мир ему! -
Что за тузы в Москве живут и умирают!..»
3) «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?»
Фамусов: «Сказал бы я во – первых: не блажи,
Именьем, брат, не управляй оплошно,
А главное, поди-тка послужи.»
4) Максим Петрович – покойный дядя Фамусова. Рассказывает о нём, о его месте в обществе, о случае на приёмном дне в царском дворце, как тот упал, при «Вельможе в случае» (сановник, находящийся в милости при дворце, фаворит):
«На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкой;
Был высочайшею улыбкой;
Изволили смеяться; как же он?
Привстал, оправился, хотел отдать поклон,
Упал – вдругорядь – уж нарочно,-
В хохот пущет; (…)»
5) конфликт между представителями “века нынешнего” (Чацкий) и “века минувшего” (фамусовское общество). Чацкий осуждает нравы фамусовского общества: “Тем, кто выше, лесть, как кружево, плели”, “Век покорности и страха”, “Всё под личиною усердия к царю”. Чацкий не видит причин, по которым ему следовало бы уважать и ставить в пример старшее поколение: “Где, укажите нам, Отечества отцы, которых мы должны принять за образцы?”, “Сужденья черпают из забытых газет”. В одном из своих последних монологов Чацкий указывает на то, что судьба страны именно в руках молодого поколения: “Пускай из нас, из молодых, один найдётся…”, “Не требуя ни мест, ни повышенья в чин…”.
6) Идеи главного героя возмущают и пугают Фамусова: “Опасный человек!”, “Он вольность хочет проповедать!”, “Да он властей не признаёт!”.
сударь, при нем остерегись:
Известный человек, солидный,
И знаков тьму отличья нахватал;
Не по летам и чин завидный,
Не нынче-завтра генерал.»
8) «Сергей Сергеич, это вы ли!
Нет! я перед родней, где встретится, ползком;
Сыщу ее на дне морском.
При мне служа́щие чужие очень редки;
Всё больше сестрины, свояченицы детки;
Один Молчанин мне не свой,
И то зачам, что деловой.
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!... »