Продовжити речення... Працюємо з текстом стор. 174-197 (в зошиті)
1.
Серед цих чагарів...
2.
Аж раптом...
3.
Це була несподіванка...
...Було близько...
4.
5.
З тяжким серцем...
6.
Найбільша небезпека...
7.
Наприкінці другої години...
— Проте від цього...
8.
9.
Я бачив, що...
10.
Я здогадався...
11.
Це відкриття...
12.
Через це я...
Очень показательна в этом смысле повесть Гоголя «Страшная месть» – одно из самых известных ранних произведений автора. Повесть увидела свет в 1831 году и вошла в популярный сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки». Изначально она называлась «Страшная месть, старинная быль», но со временем заголовок стал более лаконичным.
В историческом плане это произведение оказалось весьма значимым не только для Николая Васильевича, но и для всей русской литературы, поскольку в нем нашли отражение события, связанные с борьбой запорожских казаков против Турции и Речи Посполитой. Это подтверждают воспоминания о военных действиях главного героя повести Данилы Бурульбаша.
«Страшная месть» окутана легендарно-фантастическим ореолом. В произведении поднята магическая тема потусторонних явлений человеческой природы. И все это описано с присущим Гоголю мастерством. Классик то высмеивает эти явления, то внедряет их в казацкий быт, фольклор и народные обычаи, то красочно создает мрачные и зловещие картины жизни, передавая свое настроение и влияя на восприятие читателя. Это особенно зримо прослеживается в описании местности, где происходят события. Недаром школьникам рекомендовано изучать наизусть отрывки повести, в которых Гоголь детально и колоритно создает пейзажные зарисовки родной земли.
Через характеры персонажей автор с высокой точностью передает культурные особенности и мировоззрение героев того времени, сохраняет истину в описании костюмов, предметов быта, традиций. Гоголь преследует цель точно воспроизвести внешний и внутренний образ типичной казацкой семьи, стандарты поведения в обществе мужа и жены. Вот как он описывает жену Бурульбаша: «Дивилися гости белому лицу пани Катерины, черным, как немецкий бархат, бровям, нарядной сукне и исподнице из голубого полутабенеку, сапогам с серебряными подковами». Читатель понимает, что это не просто описание одежды героини. Эти строки передают настроение Катерины и даже дух произведения. Национальные особенности автор видел во всех деталях жизни народа. Веселая непринужденность, чувствительность, романтизм и искренность были присущи жителям украинских земель.
И в этом, как отмечают многие критики и литературоведы, «Страшная месть» перекликается с повестью «Вий». Схожи и многие герои этих произведений, мистические существа из народных сказов и легенд. Николай Васильевич мастерски стирает грань между реальным и вымышленным, переплетает события в одно целое, соединяет судьбы настоящих и мистических героев. Колдун – отец Катерины, но в отдельных эпизодах он символизирует дьявола, предстает перед читателями существом, которое вобрало в себя все запрещенное и перечащее принципам реального человека.
Практически все персонажи повести представляют собой собирательные образы, характерные для народа, а все события происходят на ограниченном и удаленном пространстве: хутор, глухое село в горной местности. Это впечатление усиливают и великолепные гоголевские пейзажи. Картина происходящего видна читателю как на ладони.
Автор как бы анализирует события и поступки героев со стороны, что весьма характерно для сказок, легенд и других произведений с элементами мистики и фантастики. Но Гоголь не изменяет и другим творческим традициям: иронично, немного нереально, но очень поучительно он показывает свое отношение к происходящему.
Повесть «Страшная месть», как и другие произведения из сборника «Вечера на хуторе близ Диканьки», родилась на пересечении западных и восточных литературных традиций. Элементы романтизма многие критики усматривают в личном отношении Гоголя ко всем событиям и героям. Их подчеркивают также мистическая составляющая и легкая ирония автора.
Анализируя «Страшную месть», нельзя обойти вниманием еще одну гоголевскую тему, которую мало кто исследовал. Речь идет о природе человеческой мести. В этом произведении мстительность является ключевым фактором, на который нанизан сюжет. Гоголь считал, что наказуемо не только самое страшное зло, но даже то, что совершено с «благородной» целью. Поэтому Бог карает не только род убийцы Петра, а и самого мстителя Ивана. Тот обязан вечно стоять на горе и смотреть на страшную кару, которую придумал для своего брата.
Поражает, что автор создал «Страшную месть» в двадцать лет. Откуда же такие глубокие философские и житейские познания в столь юном возрасте? Наверное, этот феномен так и останется тайной, как и многие другие факты, связанные с личностью и творчеством Николая Васильевича Гоголя.