Катерина – главная героиня драмы а.н. островского «гроза». н.а. добролюбов определил ее как воплощение «сильного характера», назвал ее «лучом света в темном царстве». но не смотря на ее душевную силу и твердый характер катерина погибает. с образом катерины в драме связан мотив простора. она мечтает о том, чтобы летать, как птицы. с самого начала драма она предчувствует свою гибель, возможно потому, что она не создана для жизни в «темном царстве». но ведь она родилась и росла в той же среде, что и кабаниха, тихон, дикой и другие. рассказ катерины о жизни до замужества – один из самых трогательных монологов. «я жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле … что хочу, бывало, то и делаю». всю ее настоящую жизнь составляют – работа и религия, но все это является душой патриархального мироощущения. в реальности же она живет в другом мире, который держится на насилии, принуждении. даже когда варвара выслушала рассказ катерины, сказала: «да, ведь у нас тоже самое». а катерина ответила ей, что «здесь все как будто из-под неволи». в катерине рождается новое чувство, еще не ясное ей самой: «что-то во мне такое необыкновенное. точно я снова жить начинаю или… уж и не знаю». это чувство – чувство личности. в катерине растет любовь, не укладывающаяся в рамки того общества. ту любовь, которая просыпается в катерине, она сама. в силу своей религиозности, воспринимает как странный грех. любовь к борису для нее, замужней женщины, нарушение нравственного долга. она хочет быть чистой и . когда она осознает свою любовь к борису, она изо всех сил стремится ей противостоять. она признается варваре: « точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что». и действительно, вокруг нее все рушится: уезжает тихон – опора в любви, варвара дает ей ключ от калитки. в разговоре с борисом варвара говорит: «я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда! ». эти слова можно считать предвестием гибели. сознание греха полностью овладевает героиней. она не видит иного исхода своей муке, кроме смерти. отсутствие надежды на прощение толкает ее на самоубийство. катерина говорит: «все равно уж душу свою погубила». гибель катерины неотвратима, как бы ни повели себя окружающие ее люди. смерть катерины – ее победа, результатом которой стало появление «луча» в «темном царстве».
Действие происходит в городе калинове на волге, ставшим собирательным образом волжских городов как средоточие незамутненного уклада жизни. картина заволжских далей, открывающихся с калиновского берега, а также песня «среди долины ровные» , которую поет кулигин, как бы происходящему в пьесе общероссийский масштаб, действие как бы выходит за пределы города. состояние, в котором пребывает жизнь в калинове, можно назвать предгрозовым, состоянием накануне катастрофы. об этом говорят различные детали, и само слово «гроза» приобретает метафорическое значение. в центре пьесы лежит семейный конфликт – столкновение молодой катерины кабановой со свекровью, уважаемой в городе купчихой марфой игнатьевной кабановой. но эта семейная драма, закончившаяся самоубийством катерины, отразила состояние общества в предреформенную эпоху. м. и. кабанова и купец савел прокофьевич дикой олицетворяют патриархальный уклад. но в отличие от примитивного самодура дикого кабанова – последовательный ревнитель патриархальных устоев, с их незыблемыми правилами и традициями. она неуклонно тверда в отстаивании старых принципов. ей кажется, что мир рушится из-за того, что молодежь забыла обычаи и норовит все делать по-своему. в этом она видит прямую угрозу всей прежней жизни. воплощение живых народных традиций в пьесе является катерина. даже речь ее порой строится на образах народной лирической песни. катерина сама воспринимает свою любовь к племяннику дикого – борису, и измену мужу как нарушение нравственного закона. но мир в лице кабанихи карает ее за то, что она всенародно кается в этом. беда катерины – в ее одиночестве, ни в ком она не может найти душевной опоры. ее отталкивает муж, оставляет возлюбленный, покидая по воли дяди город. даже сестра мужа – варвара, не может поддержать катерину, ей чужды нравственные принципы золовки. делать можно все, считает варвара, лишь бы это сохранялось в тайне, то есть нужно жить в соответствии с общепринятой моралью. таким образом, именно катерина становится у островского воплощением национальных начал, выражением лучших сторон народного мира. гибель же ее символизирует близкий конец этого мира под напором движения. островский создал первую национальную трагедию на бытовом, а не на материале и трагична в пьесе не только судьба катерины кабановой, угроза гибели нависла над всем жизненным укладом.