Поэма Н. А. Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” создана в последний период жизни поэта (1863—1876 гг.). Идейный замысел поэмы обозначен уже в ее заглавии, а затем повторяется в тексте: кому на Руси жить хорошо? Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после “освобождения”. О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: “Добра ты, царска грамота, да не про нас ты писана”. Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это дает право назвать поэму энциклопедией русской жизни того времени. Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, он делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявило, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси. Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяя свое отношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам. Выслушав рассказ попа о его “счастье”, получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне отрезали:
Ты мимо их, помещиков! Известны нам они!
Правдоискатели не удовлетворяются дворянским словом, им нужно “слово христианское”.
Дай слово христианское! Дворянское с побранкою, С толчком да с зуботычиной, То непригодно нам!
Они обладают чувством собственного достоинства. В главе “Счастливые” сердито провожают дьячка, дворового, расхваставшегося холопским положением: “Проваливай!” Сочувствуют страшной повести солдата и говорят ему:
На! выивай, служивенькой! С тобой и спорить нечего: Ты ссчастлив — слова нет.
Правдоикатели трудолюбивы, всегда стремятся другим. Услышав от крестьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают:
--А мы на что, кума? Давай серпы! Все семеро Как станем завтра, — к вечеру Всю рожь твою сожнем!
Так же охотно косить траву крестьянам Безграмотной губернии:
Как зубы с голоду, Работает у каждого Проворная рука.
1.исторические сведения о реформе 1861г. 2.Смысл названий губерний,уезда,волости в поэме "Кому на Руси жить хорошо". 3.Художественные особенности изображения деревень,дороги,природы,быта крестьян. 4.Гл."Счастливые".Портрет счастливых.В чем счастье рассказчика?. 5.Гл."Крестьянка".Жизнь Матрены Тимофеевны. 6.Жизнь народная в главе"Сельская ярмонка". 7.Темное,неприглядное в народе,глава "Пьяная ночь". 8.Изображение массовых сцен,создающих образ разноликой народной толпы. 9.Вахлаки.Уровень социального сознания вахлака. 10.Сложность психологии и сознания крестьян. 11.Отношения корежских крестьян с Шапошниковым и немцем Фогелем. 12.Савелий-богатырь,бунтарь русский. Что нового внесли поиски счастливого странниками-правдоискателями в спор о счастье,вспыхнувший в Прологе? Богатство,сложность,противоречивость духовного мира крестьянина,зреющий в народе стихийный протест против угнетателей.
Главное место в поэме занимает положение русского крестьянина при крепостном праве и после “освобождения”. О сущности царского манифеста поэт говорит словами народа: “Добра ты, царска грамота, да не про нас ты писана”. Поэт коснулся злободневных проблем своего времени, осудил рабство и угнетение, воспел свободолюбивый, талантливый, сильный духом русский народ. Картины народной жизни написаны с эпической широтой, и это дает право назвать поэму энциклопедией русской жизни того времени. Рисуя многочисленные образы крестьян, различные характеры, он делит героев как бы на два лагеря: рабов и борцов. Уже в прологе мы знакомимся с крестьянами-правдоискателями. Живут они в деревнях: Заплатово, Дырявило, Разутово, Знобишино, Горелово, Неелово, Неурожайка. Их объединяет бедность, неприхотливость, желание найти счастливого на Руси.
Путешествуя, крестьяне встречаются с разными людьми, дают им оценку, определяя свое отношение к попу, к помещику, к крестьянской реформе, к крестьянам. Выслушав рассказ попа о его “счастье”, получив совет узнать о счастье помещика, крестьяне отрезали:
Ты мимо их, помещиков!
Известны нам они!
Правдоискатели не удовлетворяются дворянским словом, им нужно “слово христианское”.
Дай слово христианское!
Дворянское с побранкою,
С толчком да с зуботычиной,
То непригодно нам!
Они обладают чувством собственного достоинства. В главе “Счастливые” сердито провожают дьячка, дворового, расхваставшегося холопским положением: “Проваливай!” Сочувствуют страшной повести солдата и говорят ему:
На! выивай, служивенькой!
С тобой и спорить нечего:
Ты ссчастлив — слова нет.
Правдоикатели трудолюбивы, всегда стремятся другим. Услышав от крестьянки, что не хватает рабочих рук убрать хлеб вовремя, мужики предлагают:
--А мы на что, кума?
Давай серпы! Все семеро
Как станем завтра, — к вечеру
Всю рожь твою сожнем!
Так же охотно косить траву крестьянам Безграмотной губернии:
Как зубы с голоду,
Работает у каждого
Проворная рука.
Вроде вот оно(O_O)
2.Смысл названий губерний,уезда,волости в поэме "Кому на Руси жить хорошо".
3.Художественные особенности изображения деревень,дороги,природы,быта крестьян.
4.Гл."Счастливые".Портрет счастливых.В чем счастье рассказчика?.
5.Гл."Крестьянка".Жизнь Матрены Тимофеевны.
6.Жизнь народная в главе"Сельская ярмонка".
7.Темное,неприглядное в народе,глава "Пьяная ночь".
8.Изображение массовых сцен,создающих образ разноликой народной толпы.
9.Вахлаки.Уровень социального сознания вахлака.
10.Сложность психологии и сознания крестьян.
11.Отношения корежских крестьян с Шапошниковым и немцем Фогелем.
12.Савелий-богатырь,бунтарь русский.
Что нового внесли поиски счастливого странниками-правдоискателями в спор о счастье,вспыхнувший в Прологе?
Богатство,сложность,противоречивость духовного мира крестьянина,зреющий в народе стихийный протест против угнетателей.