Солдат (служивый) — умный и хитрый персонаж ряда народных сказок. обычно сказка начинается с того, что солдат прекращает свою службу в связи с побывкой, отставкой или дезертирством. служба солдата царю в сказках обычно сводится к стоянию на часах. прямым начальником солдата оказывается генерал. формирование, в котором служит солдат называется либо полком, либо ротой. в случае непослушания солдат бьют палками (в россии практиковалось для нерадивых солдат в 1701 — 1864 годах). по пути домой он заходит в кабак(где выпивает чарку водки), останавливается на ночлег, где сталкивается с нечистой силой (чёрт) и вступает с ней в поединок. заменой ночлега может быть квартирование в походе или работа на барина (помещика) в качестве батрака после отставки. в сказке часто упоминается, что солдат служил 25 лет и заработал синий билет[1]. иногда упоминается имя солдата — андрей[2] часто солдат побеждает противника с хитрости и смекалки. случается, что поединок приобретает форму игры в карты, где на кон ставится душа солдата. иногда хитрость солдата проявляется и без присутствия нечистой силы (каша из топора). также существует сюжет о путешествии солдата на «тот свет». поднявшись на лестнице, он оказывается в раю, но привратники святые петр и павел его отправляют обратно. в аду он встречает бесов[3]. солдат одет в мундир (шинель), фуражку и сапоги. за плечами у него ранец. вооружен он ружьем (иногда) и тесаком. солдат имеет крученые усы и курит трубку. едой ему служат сухари. в мировой существует аналог (прототип? ) сказки про солдата — «огниво» (дат. fyrtøiet, ганс-христиан андерсен, 1835 год) для обозначения солдата в разговорном украинском языке применяется слово "москаль"[4], имеющее ироничный оттенок.
особенную остроту в условиях последекабрьской действительности приобретала проблема ценности человеческой личности, места человека в мире, его права на жизнь и права на его жизнь со стороны другого человека.
глубоким обобщением этой проблемы в художественных образах явилось стихотворение «анчар» .
«анчар» - одно из высших достижений мировой лирической поэзии, где сила и глубина мысли соединились с предельной сжатостью словесного выражения.
это стихотворение также символического звучания.
что послужило толчком к созданию стихотворения?
очевидно, что пушкин при его неизменном интересе к и периодике мог прочесть заметку о ядовитом дереве, растущем на острове ява.
но для того, чтобы понять психологический настрой, обусловивший особенности пушкинской интерпретации сухих журнальных сведений об осужденных на смерть преступниках, которым представлялась возможность использовать последний шанс спасти свою жизнь – добыть яд, нужно хотя бы в общих чертах представить себе круг мыслей, переживании и настроений пушкина, определявших его взаимоотношение с действительностью этого времени.
размышление о причинах и последствиях поражения декабрьского восстания и явилось той психологической почвой, которая обусловила особенности его стихотворения об анчаре, потрясающего по силе проявления пушкинского гуманизма.
пушкин ставит в стихотворении огромную проблему – о праве человека на жизнь и о праве на его жизнь со стороны другого человека.
стихотворение трагично по существу, но этот трагизм лишь подчеркивает значительность основной проблемы.
ответ:
особенную остроту в условиях последекабрьской действительности приобретала проблема ценности человеческой личности, места человека в мире, его права на жизнь и права на его жизнь со стороны другого человека.
глубоким обобщением этой проблемы в художественных образах явилось стихотворение «анчар» .
«анчар» - одно из высших достижений мировой лирической поэзии, где сила и глубина мысли соединились с предельной сжатостью словесного выражения.
это стихотворение также символического звучания.
что послужило толчком к созданию стихотворения?
очевидно, что пушкин при его неизменном интересе к и периодике мог прочесть заметку о ядовитом дереве, растущем на острове ява.
но для того, чтобы понять психологический настрой, обусловивший особенности пушкинской интерпретации сухих журнальных сведений об осужденных на смерть преступниках, которым представлялась возможность использовать последний шанс спасти свою жизнь – добыть яд, нужно хотя бы в общих чертах представить себе круг мыслей, переживании и настроений пушкина, определявших его взаимоотношение с действительностью этого времени.
размышление о причинах и последствиях поражения декабрьского восстания и явилось той психологической почвой, которая обусловила особенности его стихотворения об анчаре, потрясающего по силе проявления пушкинского гуманизма.
пушкин ставит в стихотворении огромную проблему – о праве человека на жизнь и о праве на его жизнь со стороны другого человека.
стихотворение трагично по существу, но этот трагизм лишь подчеркивает значительность основной проблемы.
незнаю правельно или нет