Прокоментируйте непонятные слова и выражения в стихотворении к рылеев "гражданин"
cтих:
я ль буду в роковое время
позорить гражданина сон
и подражать тебе, изнеженное племя
переродившихся славян?
нет, не я в объятьях сладострастья,
в постыдной праздности влачить свой век младой
и изнывать кипящею душой
под тяжким игом самовластья.
пусть юноши, своей не разгадав судьбы,
постигнуть не хотят предназначенье века
и не готовятся для будущей борьбы
за угнетенную свободу человека.
пусть с хладною душой бросают хладный взор
на бедствия своей отчизны
и не читают в них грядущий свой позор
и справедливые потомков укоризны.
они раскаются, когда народ, восстав,
застанет их в объятьях праздной неги
и, в бурном мятеже ища свободных прав,
в них не найдет ни брута, ни риеги.
НРАВСТЕНЫЕ ЦЕНОСТИ ЭТО ПОВЕДЕНИЯ В СРЕДЕ,ЛЮБОВЬ И ТИПО ТОГО
- по отцу и сыну честь: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, - Тот и жених. Другой хоть прытче будь, надутый всяким чванством, Пускай себе разумником слыви, А в семью не включат.
— дорожат дворянством: Ведь только здесь еще и дорожат дворянством...
— отличаются гостеприимством: Кто хочет к нам изволь; Дверь отперта для званных и незванных, Особенно из иностранных; Хоть честный человек, хоть нет, Для нас равнехонько, про всех готов обед.
— молодежь: В пятнадцать лет учителей научат!
— старички: И об правительстве иной раз так толкуют, Прямые канцлеры в отставке — по уму!
— дамы: Судьи всему, везде, над ними нет судей...
— дочки: Его величество король был прусский здесь, Дивился не путем московским он девицам, Их благонравью, а не лицам; И точно, можно ли воспитаннее быть! Умеют же себя принарядить Тафтицей, бархатцем и дымкой, Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой; Французские романсы вам поют И верхние выводят нотки, К военным людям так и льнут.
Приехав в Москву, Чацкий открывает для себя, что люди живут по старым законам «матушки Екатерины» и являются ярыми сторонниками существующего режима. Он категорически отрицает порядки, по которым живет вся Москва, и превосходно понимает свою несовместимость с этим миром, «веком минувшим». Он независим, имеет свою точку зрения на все, что его окружает, а также, в отличие от фамусовского общества, негативно относится к крепостному праву и резко подвергает разоблачению его порождения: бесчеловечность, лицемерную мораль, тупую военщину, невежество, лжепатриотизм. Из-за этих убеждений его холодно и неприязненно встречают в Москве, «дичатся, как чужого».