Лет десять назад у нас был опубликован рассказ американского писателя Гамильтона “Невероятный мир”. Прибывшие на Марс космонавты, к своему удивлению, встречают на этой пустынной планете многочисленное и странное население. Монстры, один другого страшнее и несообразнее: многоголовые, многоногие, злющие и бес все вооруженные нестреляющим оружием; почему-то здесь есть и красотки. Откуда этот сброд? Оказывается, из фантастики. На Марсе материализуются бредовые измышления безответственных фантастов. Но теперь, раскрыв тайну человеческого воображения, обиженные марсиане садятся за пишущие машинки, и вот уже по Нью-Йорку шагает уродливый великан — отныне марсианский бред материализуется на Земле. Рассказ этот пародийный — он высмеивает бытовавшую на Западе авантюрную фантастику, “космическую оперу”. Но сейчас я хотел бы обратить внимание на другое: рассказ этот не только пародиен, но и символичен. Да, действительно, нашу Землю окружает некий невероятный мир, который называется космосом, невообразимо обширный, необыкновенно пустой, с миллиардами километров “ничего”, пронизанного только лучами, простреливаемого метеоритной пылью. Быть может, — ручаться нельзя — сотни и тысячи лет люди будут рыскать в этой пустоте между мерзлыми глыбами и раскаленными сгустками газа, прежде чем найдут какое-то подобие жизни, не говоря уже о разуме. Но и сейчас, помимо этого подлинного космоса, мерзло-пустого, создан в читательских головах еще один космос, воображаемый, где носятся взад и вперед ракетные корабли, пороховые, водородные, атомные, мезонные, анамезонные, фотонные, внепространственные, ноль—пространственные, — необозримый мир, густо населенный героями, космос литературный, придуманный писателями в соответствии с их симпатиями, личными, классовыми, историческими, национальными, профессиональными. И население получилось до того пестрое, что разобраться в нем нелегко — нужно сопоставлять вкусы и взгляды писателей разных стран и разных времен. Нельзя, свалив два десятка рассказов в одну кучу, сказать: вот литературные герои космоса. Нужны еще примечания — что за герои, откуда, требуется этакий адрес-календарь — “кто есть кто” в литературном космосе, что за герой, кто послал его, куда и с какой целью.
Каюсь, но отвечу не на все вопросы. Мне кажется, все эти темы присутствуют в повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина. Семейный очаг как дом отца и матери, воспитание главного героя, Петра Гринева, наглядно показывается в первых главах. Заботу о главном герое проявляют чуть ли не все второстепенные герои: от Пугачева (ну, своеобразная, но забота) до, конечно же, Савельича. Долг, традиции -- здесь даже распространятся много не надо, каждое предложение пропитано этими темами. Общее дело представлено в виде общего подавления восстания Пугачева: вспомните, как собирался военный совет и т.д. Воспоминания о детстве можно вполне успешно найти в первых главах. Любовь -- здесь и говорить нечего любовь к Маше Мироной, капитанской дочке.
Ну, а цитаты, подтверждающие рассуждения, потрудитесь сами найти. Книги в общем доступе всегда можно найти.
Не понимаю, в чем заключается сравнительный анализ 2-3 произведений. По какому принципу сравнивать? Какие произведения сравнивать?
Прибывшие на Марс космонавты, к своему удивлению, встречают на этой пустынной планете многочисленное и странное население. Монстры, один другого страшнее и несообразнее: многоголовые, многоногие, злющие и бес все вооруженные нестреляющим оружием; почему-то здесь есть и красотки. Откуда этот сброд? Оказывается, из фантастики. На Марсе материализуются бредовые измышления безответственных фантастов. Но теперь, раскрыв тайну человеческого воображения, обиженные марсиане садятся за пишущие машинки, и вот уже по Нью-Йорку шагает уродливый великан — отныне марсианский бред материализуется на Земле.
Рассказ этот пародийный — он высмеивает бытовавшую на Западе авантюрную фантастику, “космическую оперу”. Но сейчас я хотел бы обратить внимание на другое: рассказ этот не только пародиен, но и символичен.
Да, действительно, нашу Землю окружает некий невероятный мир, который называется космосом, невообразимо обширный, необыкновенно пустой, с миллиардами километров “ничего”, пронизанного только лучами, простреливаемого метеоритной пылью. Быть может, — ручаться нельзя — сотни и тысячи лет люди будут рыскать в этой пустоте между мерзлыми глыбами и раскаленными сгустками газа, прежде чем найдут какое-то подобие жизни, не говоря уже о разуме. Но и сейчас, помимо этого подлинного космоса, мерзло-пустого, создан в читательских головах еще один космос, воображаемый, где носятся взад и вперед ракетные корабли, пороховые, водородные, атомные, мезонные, анамезонные, фотонные, внепространственные, ноль—пространственные, — необозримый мир, густо населенный героями, космос литературный, придуманный писателями в соответствии с их симпатиями, личными, классовыми, историческими, национальными, профессиональными. И население получилось до того пестрое, что разобраться в нем нелегко — нужно сопоставлять вкусы и взгляды писателей разных стран и разных времен. Нельзя, свалив два десятка рассказов в одну кучу, сказать: вот литературные герои космоса. Нужны еще примечания — что за герои, откуда, требуется этакий адрес-календарь — “кто есть кто” в литературном космосе, что за герой, кто послал его, куда и с какой целью.
Мне кажется, все эти темы присутствуют в повести "Капитанская дочка" А.С. Пушкина. Семейный очаг как дом отца и матери, воспитание главного героя, Петра Гринева, наглядно показывается в первых главах. Заботу о главном герое проявляют чуть ли не все второстепенные герои: от Пугачева (ну, своеобразная, но забота) до, конечно же, Савельича. Долг, традиции -- здесь даже распространятся много не надо, каждое предложение пропитано этими темами. Общее дело представлено в виде общего подавления восстания Пугачева: вспомните, как собирался военный совет и т.д. Воспоминания о детстве можно вполне успешно найти в первых главах. Любовь -- здесь и говорить нечего любовь к Маше Мироной, капитанской дочке.
Ну, а цитаты, подтверждающие рассуждения, потрудитесь сами найти. Книги в общем доступе всегда можно найти.
Не понимаю, в чем заключается сравнительный анализ 2-3 произведений. По какому принципу сравнивать? Какие произведения сравнивать?