Название повести символично. Оно имеет ключевое значение в раскрытии характера главного героя. Что же значат слова Лескова об Иване Флягине, вынесенные в заглавие повести и не раз повторённые потом на её страницах? Название - «Очарованный странник» - делает акцент сразу на два слова. «Странник», то есть путник. Во многих местах побывал Флягин: в Орловской губернии, в Пензе и на её пригородных восточных ярмарках, в степях Заволжья, на астраханских солончаках, под Нижним Новгородом, на Кавказе, в Петербурге. Мотив дороги, традиционный для русской литературы, активно присутствует в повести. Иван Северьяныч, как былинный герой, постоянно находится в дороге, в поисках «судьбы», своей правды. На его пути встречаются разные люди. Каждому, кому нужна Флягин, не задумываясь о своей выгоде, идёт навстречу. Достаточно вспомнить хотя бы некоторые из этих поступков, чтобы понять, что в них невозможно обнаружить никакой логики, все они случайны и противоречивы. Ведущим началом в поведении героя оказывается не разум, а непосредственное чувство, не поддающееся рациональному истолкованию. Иногда оно так сильно управляет действиями Ивана Северьяныча, что ему самому кажется чудом, загадочным «магнетизмом», наваждением, колдовством. Так, Флягин молодую женщину, убежавшую с любовником от мужа и оставившую маленькую дочь, не может видеть её страданий. Он чувствует, как сердце её разрывается между ребёнком и любимым человеком, и отдаёт ей ребёнка. Иван Северьяныч поступает благородно, но совсем нерационально тогда, когда идёт в армию вместо сына, родители которого не в состоянии откупить его.
Название - «Очарованный странник» - делает акцент сразу на два слова. «Странник», то есть путник. Во многих местах побывал Флягин: в Орловской губернии, в Пензе и на её пригородных восточных ярмарках, в степях Заволжья, на астраханских солончаках, под Нижним Новгородом, на Кавказе, в Петербурге. Мотив дороги, традиционный для русской литературы, активно присутствует в повести. Иван Северьяныч, как былинный герой, постоянно находится в дороге, в поисках «судьбы», своей правды.
На его пути встречаются разные люди. Каждому, кому нужна Флягин, не задумываясь о своей выгоде, идёт навстречу. Достаточно вспомнить хотя бы некоторые из этих поступков, чтобы понять, что в них невозможно обнаружить никакой логики, все они случайны и противоречивы. Ведущим началом в поведении героя оказывается не разум, а непосредственное чувство, не поддающееся рациональному истолкованию. Иногда оно так сильно управляет действиями Ивана Северьяныча, что ему самому кажется чудом, загадочным «магнетизмом», наваждением, колдовством. Так, Флягин молодую женщину, убежавшую с любовником от мужа и оставившую маленькую дочь, не может видеть её страданий. Он чувствует, как сердце её разрывается между ребёнком и любимым человеком, и отдаёт ей ребёнка. Иван Северьяныч поступает благородно, но совсем нерационально тогда, когда идёт в армию вместо сына, родители которого не в состоянии откупить его.
эпитеты
лучезарное солнце
красноватое отражение
угрюмый мрак.
прозрачный сумрак
стальные отблески
синеватой воздушной пустоты
томительный и свежий запах
карась серебряный
Бесчисленные золотые звезды
жидкий ветерок
метафоры
заря разливается кротким румянцем
крутой стеной возвышался осинник
край облачка засверкает змейками
трава белела ровной скатертью
мрак громадными клубами вздымался
реки, которая в этом месте стояла неподвижным, темным зеркалом
лицо горело смелой удалью