рассказ «темные аллеи» – это грустная любви надежды и николая. в молодости они были влюблены, но николай алексеевич, почему-то так и не решился жениться на надежде. он бросил ее, а впоследствии женился на другой женщине, от которой у него родился сын.
прошло тридцать с лишним лет, и старый генерал николай алексеевич встречает надежду, которую он сразу и не узнал. прошло столько лет, но женщина не простила его за то, что он струсил, бросил ее. она так и не была замужем, она всю жизнь любила лишь его. николай алексеевич в свою очередь пытается оправдаться, скинуть с себя ответственность за прошлое. он говорит, что в жизни все проходит, и молодость, и любовь. но для надежды любовь не прошла, впрочем, как и для николая. он просто пытается сбросить с себя вину.
судьба справедлива и наказала героя сполна. он сам говорит, что бросила его еще оскорбительней, чем он бросил надежду. николай все свои надежды возлагал на сына, но тот вырос негодяем без совести и чести. если бы мужчина не бросил свою возлюбленную тридцать пять лет назад, возможно их жизни сложились намного удачней. а так из-за его трусости они оба прожили пустую и безрадостную жизнь.
из разговора надежды и николая становится ясно, что они все также любят друг друга. но николай и спустя годы все также не может отважиться на решительные действия. любовь даже если она безответная или губит жизнь человека, все равно является прекрасным чувством, одухотворяющим человека. в этом и заключается поэзия любви.
в жизни каждого из нас есть множество событий, которые или остаются незамеченными, или бессмысленно приписываются случаю, но которые, при сколько-нибудь внимательном взгляде, носят на себе явную печать особенного промысла и всецело принадлежат к разряду таких явлений, которые у верующих называются чудесами, а у неверующих – необъяснимыми случаями.
высокомерие отрицает все, что считается непостижимым и что выступает за пределы естественного закона бессознательной природы. между тем налицо имеется множество фактов, свидетельствующих о совершившихся, совершающихся и поныне событиях в судьбах народов, которыми невидимо только один всеведущий, всеправеднейший и всесвятый владыка вселенной.
«человеку невнимательному и ведущему рассеянный образ жизни представляется, что все течет своим чередом, что все события являются результатом случайного стечения обстоятельств. такому несерьезному человеку кажется, что бог, если он и есть, находится где-то далеко на небе, что он не интересуется нашим миром, так как этот мир слишком мал и ничтожен в очах божьих. люди, думающие так, относятся к так называемым деистам. деистическое учение о боге получило особенно широкое распространение на западе в последние столетия, когда люди стали терять живой контакт с богом в церкви, таинствах и молитве. такие люди обычно бывают в то же время суеверными. большое значение влиянию звезд на человеческую жизнь, следят за всякими глупыми предметами, например, чтобы кошка не перебежала дорогу, чтобы не рассыпать соль на столе, не здороваться через порог, не спать ногами к дверям и так далее. у некоторых суеверных людей количество таких примет достигает огромного числа. но напрасно эти люди только усложняют свою жизнь. если на все эти глупые суеверные приметы не обращать внимания, то будет лучше всего, ибо всем миром вообще и жизнью каждого человека, в частности, бог.
мы молимся: «отче наш, иже еси на небесех», но в то же время знаем, что бог есть всюду, ибо он есть чистейший дух, везде сый, то есть вездесущий. потому псалмопевец давид восклицает: «куда пойду от духа твоего и от лица твоего куда убегу? взойду ли на небо – ты там, сойду ли в преисподнюю – и ты там. возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, и там рука твоя поведет меня, и удержит меня десница твоя. скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью, но и тьма не затмит от тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет».
некоторые люди согласны с тем, что миром, взятым в целом, не случай, но бог. однако же думают, что бог не заботится о каждом человеке в частности, так как он слишком мал и ничтожен, и где там богу заботиться о таком огромном количестве существ, когда их всех и не пересчитаешь. но такие рассуждения неправильны и греховны. если бог, выражаясь по человеческим понятиям, удостоил бытия такие ничтожные существа, как микробы, и каждому из них дал особый состав, форму и устройство, то почему эти существа недостойны заботы божией в дальнейшем? бог позаботился дать им жизнь, он же заботится и дальше об их жизни. говорят, что живых существ чересчур много. но какое право мы имеем нашу ограниченность приписывать богу? ведь он бесконечен в своих совершенствах.
спаситель сказал, что даже самая малая птичка не упадет без воли божией (мф. 10, 29), тем более ничто в нашей жизни не может произойти помимо его воли. все доброе и хорошее посылается господом, ибо он есть вечный источник всех благ. все же злое не посылается непосредственно богом, ибо у бога нет и тени зла. но господь попускает злу иногда вредить нам ради нашей пользы и спасения. в данном случае разные неприятности имеют то же действие, какое имеют горькие, неприятные, но в то же время спасительные лекарства. почти все лекарства и медицинские операции являются для нас неприятными, но мы все равно к ним прибегаем, ибо знаем их пользу и необходимость.
обо всем промышляет господь, всему дает жизнь, все ведет к определенным целям водворения правды и добра»[
рассказ «темные аллеи» – это грустная любви надежды и николая. в молодости они были влюблены, но николай алексеевич, почему-то так и не решился жениться на надежде. он бросил ее, а впоследствии женился на другой женщине, от которой у него родился сын.
прошло тридцать с лишним лет, и старый генерал николай алексеевич встречает надежду, которую он сразу и не узнал. прошло столько лет, но женщина не простила его за то, что он струсил, бросил ее. она так и не была замужем, она всю жизнь любила лишь его. николай алексеевич в свою очередь пытается оправдаться, скинуть с себя ответственность за прошлое. он говорит, что в жизни все проходит, и молодость, и любовь. но для надежды любовь не прошла, впрочем, как и для николая. он просто пытается сбросить с себя вину.
судьба справедлива и наказала героя сполна. он сам говорит, что бросила его еще оскорбительней, чем он бросил надежду. николай все свои надежды возлагал на сына, но тот вырос негодяем без совести и чести. если бы мужчина не бросил свою возлюбленную тридцать пять лет назад, возможно их жизни сложились намного удачней. а так из-за его трусости они оба прожили пустую и безрадостную жизнь.
из разговора надежды и николая становится ясно, что они все также любят друг друга. но николай и спустя годы все также не может отважиться на решительные действия. любовь даже если она безответная или губит жизнь человека, все равно является прекрасным чувством, одухотворяющим человека. в этом и заключается поэзия любви.
в жизни каждого из нас есть множество событий, которые или остаются незамеченными, или бессмысленно приписываются случаю, но которые, при сколько-нибудь внимательном взгляде, носят на себе явную печать особенного промысла и всецело принадлежат к разряду таких явлений, которые у верующих называются чудесами, а у неверующих – необъяснимыми случаями.
высокомерие отрицает все, что считается непостижимым и что выступает за пределы естественного закона бессознательной природы. между тем налицо имеется множество фактов, свидетельствующих о совершившихся, совершающихся и поныне событиях в судьбах народов, которыми невидимо только один всеведущий, всеправеднейший и всесвятый владыка вселенной.
«человеку невнимательному и ведущему рассеянный образ жизни представляется, что все течет своим чередом, что все события являются результатом случайного стечения обстоятельств. такому несерьезному человеку кажется, что бог, если он и есть, находится где-то далеко на небе, что он не интересуется нашим миром, так как этот мир слишком мал и ничтожен в очах божьих. люди, думающие так, относятся к так называемым деистам. деистическое учение о боге получило особенно широкое распространение на западе в последние столетия, когда люди стали терять живой контакт с богом в церкви, таинствах и молитве. такие люди обычно бывают в то же время суеверными. большое значение влиянию звезд на человеческую жизнь, следят за всякими глупыми предметами, например, чтобы кошка не перебежала дорогу, чтобы не рассыпать соль на столе, не здороваться через порог, не спать ногами к дверям и так далее. у некоторых суеверных людей количество таких примет достигает огромного числа. но напрасно эти люди только усложняют свою жизнь. если на все эти глупые суеверные приметы не обращать внимания, то будет лучше всего, ибо всем миром вообще и жизнью каждого человека, в частности, бог.
мы молимся: «отче наш, иже еси на небесех», но в то же время знаем, что бог есть всюду, ибо он есть чистейший дух, везде сый, то есть вездесущий. потому псалмопевец давид восклицает: «куда пойду от духа твоего и от лица твоего куда убегу? взойду ли на небо – ты там, сойду ли в преисподнюю – и ты там. возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, и там рука твоя поведет меня, и удержит меня десница твоя. скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью, но и тьма не затмит от тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет».
некоторые люди согласны с тем, что миром, взятым в целом, не случай, но бог. однако же думают, что бог не заботится о каждом человеке в частности, так как он слишком мал и ничтожен, и где там богу заботиться о таком огромном количестве существ, когда их всех и не пересчитаешь. но такие рассуждения неправильны и греховны. если бог, выражаясь по человеческим понятиям, удостоил бытия такие ничтожные существа, как микробы, и каждому из них дал особый состав, форму и устройство, то почему эти существа недостойны заботы божией в дальнейшем? бог позаботился дать им жизнь, он же заботится и дальше об их жизни. говорят, что живых существ чересчур много. но какое право мы имеем нашу ограниченность приписывать богу? ведь он бесконечен в своих совершенствах.
спаситель сказал, что даже самая малая птичка не упадет без воли божией (мф. 10, 29), тем более ничто в нашей жизни не может произойти помимо его воли. все доброе и хорошее посылается господом, ибо он есть вечный источник всех благ. все же злое не посылается непосредственно богом, ибо у бога нет и тени зла. но господь попускает злу иногда вредить нам ради нашей пользы и спасения. в данном случае разные неприятности имеют то же действие, какое имеют горькие, неприятные, но в то же время спасительные лекарства. почти все лекарства и медицинские операции являются для нас неприятными, но мы все равно к ним прибегаем, ибо знаем их пользу и необходимость.
обо всем промышляет господь, всему дает жизнь, все ведет к определенным целям водворения правды и добра»[