Образ Чацкого — это новое, свежее, несущее перемены в жизнь общества. Он презирает лицемерие, бесчеловечное отношение к народу. Для него любовь — святыня. Он "не ведает обмана и верит избранной мечте". И поэтому с такой болью переживает разочарование, которое постигло его, когда он узнал, что София любит другого, то есть Молчалина. Чацкий одинок в доме у Фамусова. Все отвернулись от него, обозначив сумасшедшим. Причину его сумасшествия фамусовское общество видит в просвещении Чацкий вынужден был покинуть дом Фамусова. Он побежден, потому что силы были неравные. Но в свою очередь он дал хороший отпор веку "минувшему".
Также Чацкий с негодованием говорит о крепостном праве. В монологе "А судьи кто?.. " он гневно выступает против угнетателей:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
житья подлейшие черты.
Чацкий считает, что служить необходимо не лицам, а делу. Он видит ценность человека в его личных достоинствах.
Чацкий вынужден был покинуть дом Фамусова. Он побежден, потому что силы были неравные. Но в свою очередь он дал хороший отпор веку "минувшему".
Также Чацкий с негодованием говорит о крепостном праве. В монологе "А судьи кто?.. " он гневно выступает против угнетателей:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли грабительством богаты?
Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве,
И где не воскресят клиенты-иностранцы
житья подлейшие черты.
Чацкий считает, что служить необходимо не лицам, а делу. Он видит ценность человека в его личных достоинствах.