Произведения Константина Георгиевича Паустовского отличает глубокий психологизм, знание изображаемого материала и большая правда жизни. Рассказ «Телеграмма» , прочитав раз, невозможно никогда забыть. Он наполнен тоской и пронзительной болью одиночества. Старость сама по себе страшна, а одинокая — вдвойне. Почти физически ощущаешь свою вину перед героиней, покинутой родной дочерью. Ничто не утешает Екатерину Петровну: ни забота Манюшки, ни хлопоты Тихона. Она ждет и надеется на приезд «ненаглядной Насти» . А дочь занята повседневной суетой — устраивает выставку забытого художника Тимофеева. Ей некогда прочитать материнское письмо — последний прощальный привет от любящей Катерины Петровны. Выполняя свои обязанности по долгу службы, Настя не хочет тратить душевное тепло на самого дорогого человека — мать. А может, и тепла-то нет! «Она подумала о переполненных поездах, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней — и положила письмо в ящик письменного стола. Две недели Настя возилась с устройством выставки Тимофеева. А между тем пронзительной безысходностью наполнены страницы, описывающие одиночество старой женщины: запустение и холод в доме, а значит — ив душе героини. Яркой метафорой выступает картина засыхающего сада, как угасающего рода Катерины Петровны. В малом объеме Константину Георгиевичу Паустовскому удалось раскрыть вечную тему — трагедию одинокой и заброшенной старости. Хоронят Катерину Петровну соседи, к ним присоединяется молодая учительница; они как будто каются перед покойной за вину дочери, но разве такое поймешь и простишь? Читая рассказ, приходишь к мысли, что нет важнее дела, чем забота о матери. И вряд ли Настя сможет жить спокойно с таким «багажом» — угрызением совести о брошенной бес матери. Недаром Настя, опоздав на похороны, уехала из Заборья «крадучись, стараясь, чтобы ее никто не увидел и ни о чем не расспрашивал» . Написанный почти шестьдесят лет назад рассказ «Телеграмма» неожиданно обрел актуальность в наши дни. Сколько брошенных стариков при живых детях и внуках! Стыдно и больно за безответственное и жестокое поколение.
Думаю, вопросы типа "кто виноват", "кто прав" здесь вообще не уместны. Разве гг (молодой человек /не помню как его зовут/) не виноват в том, что так наивно смотрел на окружающий мир? Он, лишь поверхностно посмотрев на молодую барышню и ее прекрасного батеньку, сделал вывод;"какая замечательная семья". Вина отца барышни же в его лицемерии. В зависимости от ситуации выглядит и выражает чувства он абсолютно по - разному( также, его можно обвинить в жестокости). Правильно ли поступали герои... тоже вопрос неоднозначный. А был ли у них выход? мы же не знаем, что происходило в жизни персонажей до этого бала. Думаю, здесь можно сказать лишь с позиции "Я бы, на месте персонажа "N", сделал/а (поступил/а) так...". Как говорится, не нам судить)))
Правильно ли поступали герои... тоже вопрос неоднозначный. А был ли у них выход? мы же не знаем, что происходило в жизни персонажей до этого бала. Думаю, здесь можно сказать лишь с позиции "Я бы, на месте персонажа "N", сделал/а (поступил/а) так...".
Как говорится, не нам судить)))