ПРОВЕРКА ТЕХНИКИ ЧТЕНИЯ. ПОНИМАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ, ЖАНРОВОЙ СПЕЦИФИКИ СКАЗКИ Начни читать текст тихо, вполголоса. По сигналу учителя остановись и отметь место, где
остановился, карандашом.
В некотором царстве, за тридевять земель –в тридесятом государстве жил-был сильный, могучий царь. И был у того царя стрелец-молодец, а у стрельца молодца конь богатырский. Раз поехал стрелец на своем богатырском коне в лес поохотиться. Едет он дорогою, едет широкою – и наехал на золотое перо жар- птицы: как огонь перо светится!
Говорит ему богатырский конь:
– Не бери золотого пера. Возьмешь – горе узнаешь!
И задумался добрый молодец – поднять перо али нет? Коли поднять да царю поднести, ведь он щедро наградит, а царская милость кому не дорога? Не послушался стрелец своего коня, поднял перо жар-птицы, привез и подносит царю в дар.
! – говорит царь. – Да уж коли ты достал перо жар-птицы, то достань мне и саму
птицу. А не достанешь – мой меч, твоя голова с плеч!
Стрелец залился горькими слезами и пошел к своему богатырскому коню.
– О чем плачешь, хозяин?
– Царь приказал жар-птицу добыть.
– Я ж тебе говорил: не бери пера, горе узнаешь! Ну да не бойся, не печалься...
Дочитай текст, ответь на вопросы, выполни задания.
1. Какие черты народной волшебной сказки можно обнаружить в этом фрагменте? Отметь
знаком .
А) Волшебный ;
Б) волшебные предметы волшебного цвета;
В) вера в силу слова (закличка, магическое заклинание);
Г) главный герой должен пройти испытания.
2. Подчеркни те фрагменты текста, которые подтверждают твой предыдущий ответ. Над
каждым фрагментом поставь соответствующую ему букву.
3. Подчеркни волнистой линией в первом абзаце устойчивые «сказочные» сочетания: слова и выражения, которые обычно встречаются в сказках.
4. Как ты считаешь, сколько испытаний ждет героя? Подчеркни ответ: 3 5 7 8
Задание 2
АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ
Прочитай стихотворение тихо, вполголоса.
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
(А. Фет)
Выполни задания, ответь на вопросы.
1. В стихотворении автор ни разу не назвал дождь дождем. А какими словами назвал? Подчеркни строчки стихотворения прямой линией.
2. Выбери заголовок к стихотворению.
Летний дождь
Осенний дождик
Гроза
3. Подчеркни волнистой линией строчки или слова в стихотворении, подтверждающие твой ответ.
4. Стихотворение разделено на три строфы.
Соедини подзаголовок и строфу:
Первая строфа Вижу и слышу дождь
Вторая строфа Перед дождем
Третья строфа Вижу дождь
5. Соедини карандашом рифмующиеся строчки в первой строфе. Выбери схему, подходящую для обозначения рифмовки.
А) ААББ; Б) АБАБ; В) АББА.
Задание 3
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТИЛЕВОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ ТЕКСТА
Прочитай текст тихо, вполголоса.
Сидя на суку, два филина наблюдали за зайцем, который носился по осенней стерне,
словно за ним гналась свора борзых.
– Бедный зайчишка! – сказал один из филинов. – Ему даже недостаёт смелости укрыться в норе.
– Почему? – заинтересовался другой.
– Потому что боязно.
– Странно. Чего же ему бояться в собствен-
ном доме?
– Все зайцы таковы, – ответил первый филин. – Они живут в вечном страхе, а у страха
глаза велики. Особенно теперь, когда начался листопад, зайцы носятся как угорелые при виде разноцветного дождя опадающих листьев. Их пугает любая перемена в природе.
– Так, значит, зайцы – трусы!
– Конечно. Вот и этот зайчишка скачет без оглядки по голому полю, пока не угодит в капкан или не попадет на мушку меткому охотнику. Воистину говорят: кто в страхе живет, тот и гибнет от страха.
(Леонардо да Винчи)
Выполни задания. ответь на вопросы.
1. Отметь знаком нужный ответ.
Зайцы в данном произведении олицетворяют:
А) злобу и хитрость;
Б) зависть;
В) лень и беспечность;
Г) трусость.
2. Какие строки выражают главную мысль текста? Подчеркни одной чертой.
3. Как в произведениях этого жанра называют строки, выражающие главную мысль текста?
Напиши.
4. Определи жанровую принадлежность текста. Обведи правильный ответ.
А) Народная сказка;
Б) рассказ;
В) басня;
Г) авторская сказка.
5. Волнистой линией подчеркни в тексте устойчивое выражение, связанное с чувством
страха.
У Андрея Дубровского был друг Троекуров, но они поссорились. Решив отомстить Дубровскому, Троекуров отнял у него поместье. Узнав о тяжелом состоянии отца, Владимир Дубровский тут же поехал к нему в деревню. В это же время к ним в поместье приехал Троекуров, чтобы помириться. Но увидев своего врага, у Дубровского старшего не выдержало сердце, и он умер. Будучи в расстроенном состоянии Владимир сжег поместье, чтобы оно никому не досталось. В результате чего он остался ни с чем и ему пришлось стать разбойником.
Привет я бот со смекалкой
Объяснение:
"Пикник на обочине" вышел почти полвека назад, однако повесть братьев Стругацких до сих будоражит воображение читателя, поражает разум и западает в сердце. Произведение было десятки раз осмыслено и проанализировано критиками, литературоведами и писателями, однако каждый раз они умудрялись находить новые смыслы. Как "Пикник на обочине" работает с образом будущего, что уловила в повести советская цензура и почему произведение Стругацких глубже, чем кажется - в нашем материале.