Проверочная работа по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка» Прочитайте эпизод из повести и ответьте на вопросы
Несколько минут продолжалось обоюдное наше молча¬ние. Пугачев смотрел на меня пристально, изредка прищу¬ривая левый глаз с удивительным выражением плутовства и насмешливости. Наконец он засмеялся, и с такою неприт¬ворной веселостию, что и я, глядя на него, стал смеяться, сам не зная чему.
— Что, ваше благородие? — сказал он мне. — Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? Я чаю, небо с овчинку показалось... А покачался бы на перекладине, если б не твой слуга. Я тотчас узнал старого хрыча. Ну, думал ли ты, ваше благородие, что че¬ловек, который вывел тебя к умету, был сам великий госу¬дарь? (Тут он взял на себя вид важный и таинственный.) - Ты крепко передо мною виноват, — продолжал он; — но я помиловал тебя за твою добродетель, за то, что ты оказал мне услугу, когда принужден я был скрываться от своих недругов. То ли еще увидишь! Так ли еще тебя когда получу свое государство! Обещаешься ли служить мне с усердием?
Вопрос мошенника и его дерзость показались мне так забавны, что я не мог не усмехнуться.
— Чему ты усмехаешься? — спросил он меня нахму¬рясь. — Или ты не веришь, что я великий государь? Отве¬чай прямо.
Я смутился: признать бродягу государем был я не в со¬стоянии: это казалось мне малодушием непростительным. Назвать его в глаза обманщиком — было подвергнуть себя погибели; и то, на что был я готов под виселицею в глазах всего народа и в первом пылу негодования, теперь казалось мне бесполезной хвастливостию. Я колебался. Пугачев мрач¬но ждал моего ответа. Наконец (и еще ныне с самодоволь¬ствием поминаю эту минуту) чувство долга восторжествова¬ло во мне над слабостию человеческою. Я отвечал Пугаче¬ву: «Слушай; скажу тебе всю правду. Рассуди, могу ли я признать в тебе государя? Ты человек смышленый: ты сам увидел бы, что я лукавствую».
— Кто же я таков, по твоему разумению?
— Бог тебя знает; но кто бы ты ни был, ты шутишь опасную шутку.
Пугачев взглянул на меня быстро. «Так ты не ве¬ришь, — сказал он, — чтоб я был государь Петр Федоро¬вич? Ну, добро. А разве нет удачи удалому? Разве в стари¬ну Гришка Отрепьев не царствовал? Думай про меня что хочешь, а от меня не отставай. Какое тебе дело до иного-прочего? Кто ни поп, тот батька. Послужи мне верой и правдою, и я тебя и в фельдмаршалы и в князья. Как ты думаешь?»
— Нет, — отвечал я с твердостию. — Я природный дво¬рянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу. Коли ты в самом деле желаешь мне добра, так отпусти меня в Оренбург.
Пугачев задумался. «А коли отпущу, — сказал он, — так обещаешься ли по крайней мере против меня не слу¬жить?»
— Как могу тебе в этом обещаться? — отвечал я. — Сам знаешь, не моя воля: велят идти против тебя — пойду, де¬лать нечего. Ты теперь сам начальник; сам требуешь пови¬новения от своих. На что это будет похоже, если я от служ¬бы откажусь, когда служба моя понадобится? Голова моя в твоей власти: отпустишь меня казнишь — бог тебе судья; а я сказал тебе правду.
Моя искренность поразила Пугачева. «Так и быть, — сказал он, ударя меня по плечу. — Казнить так казнить, миловать так миловать. Ступай себе на все четыре стороны и делай что хочешь. Завтра приходи со мною проститься, а теперь ступай себе спать, и меня уж дрема клонит».
(А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»)
Вопросы:
1. Каким нравственным принципам верен Гринев в этой сцене?
2. Какие особенности натуры Пугачева проявляются в данной сцене?
3. В каких других эпизодах романа Пугачев будет сле¬довать принципу «Казнить так казнить,
Согласно легенде, Капитолийский холм — один из семи холмов, на которых возник Вечный город Рим. Побывать на Капитолийском холме каждый желающий может совершенно бесплатно. Правда, за посещение музеев и храмов, расположенных здесь, придётся платить.
Символ Рима и Италии в целом, римский Колизей получил своё нынешнее название из-за установленной перед ним статуи безумца Нерона, первоначально же он был известен как Амфитеатр Флавиев. Построенный в 1 веке, амфитеатр стал самым большим сооружением для массовых развлечений на территории всей Римской Империи.