Проверочная работа по рассказу М.А.Шолохова «Судьба человека» 1. В каком году произошла встреча писателя с прототипом главного героя:
А) в 1941 Б) в 1945 В) в 1946 г) в 1956
2. В каком году был написан рассказ:
А) в 1945 Б) в 1946 В) в 1953 Г) в 1956
3. Определите жанр произведения
А) рассказ Б) рассказ-эпопея В) быль Г) повесть
4. Определите форму повествования рассказа
А) монолог Б) диалог В) повествование от 3-го лица Г) рассказ в рассказе
5. Укажите термин, которым в литературоведении называется средство художественной выразительности, основанный на сопоставлении
– «светлыми, как небушко глазами»
6. Выпишите слово, характеризующее состояние Андрея: «Сняв со спины тощий вещевой мешок, устало присаживаясь рядом со мною, отец сказал…. __
7. Как называется прием создания художественного образа:
«… Чуть улыбаясь, мальчик смело протянул мне розовую холодную ручонку»
8. Сопоставьте части рассказа с композиционными частями:
1. Автор описывает весну 46 года А. Развязка
2. Автор встречает Андрея с мальчиком Б. Авторский зачин
3. Андрей рассказывает о своей жизни: начало ВОВ В. Кульминация
4. Все события военных лет Г. Экспозиция
5. Гибель сына Д. Развитие действия
6. Встреча с Иваном Ж. Завязка
7. Прощание с автором З. Концовка
9. Укажите термин, которым в литературоведении называют средство художественной выразительности – образное определение автору описать героя и выразить свое отношение к нему – «осиротевших», «несгибаемой воли», «жгучая и скупая слеза».
10. Определите тематику рассказа:
А) жизнь и смерть б) человек на войне в) революция Г) гражданская война
11. Объясните смысл названия рассказа
12. Определите проблематику рассказа
13. Каково идейное содержание рассказа
14. Можно ли назвать композицию рассказа кольцевой? Почему?
Заглавием своей книги Горький явно кивает Толстому, дружески, но чуть насмешливо.
Передо мной лежат две книги, очень похожие: посреди однотонной обложки крупно написано слово «Детство». Одна книга библиотечная, заклеена скотчем, даже имени автора не видно. Так что просто — детство. Два детства лежат передо мной.
Кладу руку на книгу Толстого, и кажется, что она гладкая, как весенний лист, как старинная полированная столешница, как тёплый лошадиный бок или рукав шёлкового платья. Счастливая, невозвратимая пора.
Трогаю книгу Горького. Ой, больно! Жжёт и колется. Раскалённое железо, щёлочь, мокрой розгой наотмашь. Невольно задаёшься вопросом: а было ли детство? А может, детства-то и не было?
Однако самая главная разница между этими настолько разными «Детствами», мне кажется, вот в чём. Повествователь у Толстого — взрослый, он оглядывается на затуманенным слезой умиления взором и себя самого видит как бы издалека и сверху. Повествователь у Горького — и есть сам ребёнок, Лексей, Олёша, Лёня, пермяк-солёны уши, голуба душа. Именно и только его чистый взгляд, неутомимый интерес к людям, тонкое сочувствование даже такому, чего пока не понять умишком, освещает всю эту тараканью тьму удивительным светом. Так и выходит, что детство — это не уходящая пора слёз умиления, шалостей и сластей по праздникам, а нечто большее, особое состояние, девство души и сознания. Состояние, когда вокруг не люди, а сказочные богатыри, царевичи, говорящие медведицы — большие, удивительные, сильные существа, несмотря на всю их ничтожность, уныние и слабость.
А ещё: представляете ли вы себе, сколько на самом деле в этой книге скрыто детств?
«Я сама на всю жизнь сирота!» — это мать.
«Я, гляди, на четырнадцатом году замуж отдана, а к пятнадцати уж и родила» — это бабушка.
«Меня так обижали, что, поди-ка, сам господь бог глядел — плакал!» — дед-мучитель.
Рядом с ребёнком все большие становятся по-детски открытыми, настоящими, отпускают на волю исстрадавшуюся душу и рассказывают то, чего самим себе говорить побоялись бы. Тут в этой маленькой книге открывается ещё один потайной простор: невольно окидываешь взглядом всех, о ком здесь рассказано, а мыслью охватываешь всех, о ком не рассказано, — и понимаешь, что всякий и каждый из этих тёмных и злых людей вырос из собственного детства, которое, поди, тоже было не менее тёмным и злым.
Ох ты, Русь, мутный взгляд исподлобья. Что всё это за грязь? Откуда вся эта боль? К чему вся эта сила?
Долго спустя я понял, что русские люди, по нищете и скудости жизни своей, вообще любят забавляться горем, играют им, как дети, и редко стыдятся быть несчастными.
Вот такая книга. «Точно кожу с сердца содрали».
ответ:
рассказ зощенко "аристократка" описывает ситуацию, когда мужчина приглашает женщину в театр. там проявляются их бескультурье, когда одна не зная меры ест пирожные, а второй не имея денег, ведет себя, как буржуй. простые, вульгарные выражения подчеркивают необразованность обоих героев, которые пытается "играть" в образованных интеллигентных людей. но ситуация, произошедшая с ними, раскрывает истинное положение вещей, и разводит героев в разные стороны. зощенко в характерной, гротесковой для себя манере высмеивает мнимых кавалеров и аристократов.
1.григорий иванович, который и повествует о случившемся в своей жизни, предполагаю, что он или что-то типа этого, т.к. ему достался билет в оперу на удобном месте, в то время, как билет, который ему отдал васька-слесарь был на галерку (уже проявляется классовое неравенство при распределении дармовых билетов на культурное мероприятие-); по своим настроениям григорием иванович - пролетарий, хотя и был момент, когда почувствовал себя недорезанным буржуем-).
2.аристократка ли? - женщина, которой увлекся григорий иванович и даже пытался за ней ухаживать, пока не случился казус в театре. внешне аристократка представлена, как "фря" с золотым зубом, в чулочках (непременный атрибут) и с мопсиком на руках.
на примере двух персонажей зощенко показывает бескультурье общества. жаргонизмы сыплются из уст обоих персонажей. правила этикеты им явно не известны. однако, тяга к прекрасному присутствует, иначе не пошли бы в театр на оперу.