Проверочная работа по родной литературе, 6 класс по произведениям:
Г. Снегирёв «Хитрый бурундук»
Л. Семаго «Сто свиданий с природой», «Золотая флейта»
В. Астафьев «Зачем я убил коростеля?»
Л. Трутнев «Живая душа»
1. Что объединяет эти произведения, какова их главная мысль?
2. Из какого произведения данная цитата?
1) «Я никак не мог догадаться, кто же без меня в моём чуме орешки ест.
Даже страшно стало... »
2) «От мальчишки, как от гончей собаки, не надо убегать — непременно бросится он в погоню, разожжется в нем дикий азарт. Берегись тогда живая душа!»
3) «Снова полыхнуло так, что глазам стало больно. Совсем близко на неуловимое по времени мгновение я увидел расщепляющуюся на две половины березу, объятую искрящейся золотой сеткой, и страшный грохот оглушил меня. Сунувшись под толстую талину, я закрыл глаза и замер, весь съежившись. Перед мысленным взором все еще светилась обвитая молнией развалившаяся береза…»
3. О ком идёт речь?
Изучение флоры и фауны Центрального Черноземья связано с именем . Тайнам живой природы посвящены его книги, научные работы, потрясающие фотографии, дневники наблюдений (около трёх сотен), которые велись им на протяжении всей жизни... Он был почётным членом Союза охраны птиц России. 31 августа 2004 г. ему было присвоено звание «Почётный гражданин города Воронежа».
фольклор (от folk — народ, lore — мудрость) — устное народное творчество. фольклор возник до появления письменности. самая важная его черта — то, что фольклор является искусством устного слова. именно это отличает его от и других видов искусства. еще одна важная отличительная черта фольклора — коллективность творчества. он возник как массовое творчество и выражал представления первобытной общины и рода, а не отдельной личности. фольклор всегда был важной частью народного быта. он сопровождал первую пахоту и дожинание последнего снопа в поле, молодежные гулянья и рождественские обряды. а что такое обряд? обряды – это совокупность установленных обычаем действий, в которых воплощаются какие-нибудь религиозные представления или бытовые традиции. с принятием христианства в традиционные народные обряды, сохранившиеся от языческой старины, стал вкладываться новый смысл. сплав христианства с языческими верованиями заметен в обрядовых песнях, которые считаются древнейшими произведениями фольклора. обрядовые песни – это песни, которые исполнялись во время самых различных обрядов и являлись их важной и необходимой частью. считалось, что если не будут выполнены все обрядовые условия и не исполнены их песни, то не будет достигнут желаемый результат. эти песни являются древнейшим видом народного творчества. календарно-обрядовые песни получили свое название из-за связи с народным сельскохозяйственным календарем – распорядком работ по временам года. среди календарно-обрядовых песен различают: колядки, масленичные песни, весенние песни, летние песни, осенние песни. новогодние обряды, гадания и песни, вызывающие урожай, приплод скота, благополучие семьи, счастливый брак и богатство, первоначально были связаны с празднованием рождения молодого солнца, когда день начинал прибавляться. рождественско-новогодние праздники начинались колядованием. обряд колядования - это обход дворов с праздничными пожеланиями хозяевам и получение за это подарков. , парни и девушки рядились кто во что горазд: и козой наряжались, и медведем, и кикиморой, и страшным чертом - в тулупе, с рогами и длинным хвостом. лица закрывали страшными и смешными масками - «личинами» или «харями». веселились, пугали друг друга и плясали до упаду. а затем вновь ходили по дворам, останавливались под окнами и вновь пели колядки. за ласковые слова и добрые пожелания хозяева одаривали колядовщиков печеньем в виде коньков, коровок, козулек и пирогами. ряженые добрых людей величаньями. у всех славянских народов песни назывались по-разному: колядки- на юге, осень – в центральной россии, виноградье- на севере. святки праздновались всеми, но больше всего молодежью. игры, песни, посиделки, гадания наполняли двухнедельное святочное празднество. как и в самые давние времена, парни и девушки ходили от избы к избе, но теперь с изображением звезды, возвестившей о рождении христа, и пели величальные, то есть поздравительные песни - колядки.закончились рождественско-новогодние праздники, пронеслась веселая обманщица масленица, пришла весна-красна и зазвенели по земле веснянки, или весенние песни. их не пели, а кликали (выкликали, выкрикивали), взобравшись на пригорки, крыши. в них призывали весну и расставались с зимой. летние песни исполняли на троицу и праздник ивана купалы. девушки на троицу, украсив избы, шли в лес завивать березку и плести венки. в ближайшей роще выбирали молодую кудрявую березку, украшали ее лентами и, взявшись за руки, водили хоровод, сопровождая его песнями. затем также устраивали под березкой праздничную трапезу (обед), а после ломали с той же березки ветки и плели венки, с которыми снова водили хороводы и пели песни. похороводив, шли на реку, бросали венки на воду и загадывали: если поплывет - счастье, завертится на одном месте - свадьба расстроится, потонет - смерть родных или суженого. венки также сплетали и хранили до троицына дня. праздник ивана купала – еще один крупный летний праздник. обязательным обычаем иванова дня было массовое купание: с этого дня из рек выходила вся нечисть, поэтому вплоть до ильина дня можно было купаться без опасений. кроме того, вода иванова дня наделялась живительными и магическими свойствами. осенние песни связаны со сбором урожая. обряды совершали в день, когда заканчивали уборку хлеба. окончив жатву, «завивали бороду»- завязывали последнюю горсть стеблей веночком, чтобы сила земли не скудела. потом катались по земле, восстанавливая силы, потеряннв дни страды. потом с последним снопом торжественно шли домой, распевая песни.
Но и сама по себе история капитана Копейкина, подобно "Шинели", содержит резкую критику господствующего режима, протест против бюрократического безразличия к судьбе простого человека. Однако капитан Копейкин отличается от робкого и забитого Башмачкина тем, что пытается бороться за свои права, протестует против несправедливости, против бюрократического произвола. История капитана Копейкина широко раздвигает рамки провинциально-крепостнической действительности, которая показана в "Мертвых душах", вовлекая в круг изображения "всей Руси" столицу, высшие бюрократические сферы. Осуждение несправедливости и беззакония всей государственной системы, вплоть до царя и министров, находит здесь яркое воплощение."