Перед нами картина Василия Поленова "Христос и грешница". Именно такой увидели ее посетители Передвижной выставки 1887 года, где она была представлена впервые. Художник считал, что основной смысл его творчества показать людям, будто бы добро, прощение ближнего и светлые чувства есть главное, что должен лелеять в себе человек. Мы видим на картине известную библейскую сцену. Когда Христос увидел, что толпа хочет побить камнями провинившуюся, согрешившую женщину, он заступился за нее. Он сказал людям: "Кто из вас без греха, пусть бросит в нее камень". Люди задумались. У каждого из них был в жизни какой-то поступок, за который их можно было бы осудить. И толпа разошлась. Женщину простили. Сам художник так и хотел сначала свою картину - "Кто из вас без греха". Но царская цензура не допустила такого названия. Картина получила то название, под которым мы знаем ее теперь-«Христос и грешница». Приглядимся к полотну. Для того чтобы действие, изображенное на картине, казалось современникам художника историческим, Василию Поленову пришлось изрядно потрудиться. Это была настоящая работа историка: узнать, как в то время одевались люди, какие предметы их окружали, какие здания стояли вокруг. На картине основные герои несколько смещены от центра в разные стороны. В центре же находятся во граждане. Этим художник показывает, что именно к людям он обращает свое творчество, именно они должны задуматься над своими поступками, стать добрее и честнее. Цветовое решение картины несколько отличается от того, что привыкли мы видеть на картинах художников, затрагивающих библейские сюжеты. Поленов пытался обновить традицию изображения подобных сцен, он высветил почти всю центральную часть полотна, таким образом рассеяв внимание зрителей. В то же время он уравновесил этот великий свет различными цветовыми пятнами в темных углах картины. Эта картина в творчестве художника не является заглавной, да и сам художник признавал, что не все, что он хотел, удалось ему передать на ней. Но мне нравится эта картина, потому что она заставляет нас снова и снова заглянуть в свою душу и понять, все ли мы делаем правильно в этой жизни.
Чехов считал, что настоящий человек должен быть свободным в душе. В поведение русского человека, воспитанного в традициях чинопочитания, преклонения перед власть имущими, въелись некоторые особенности, которые Чехов считал проявлениями раба. Он сам всю жизнь боролся с этими проявлениями в самом себе, выдавливал из себя раба, как он говорил. И был очень чуток к проявлениям рабского поведения в других людях. Об этом рассказы «Толстый и тонкий» и «Смерть чиновника». Цель этих произведений в том, чтобы привлечь внимание к проблеме, чтобы люди увидели, как их поведение выглядит со стороны — не в кривом, а в чистом и светлом зеркале объективности. На фоне глупости, чрезмерной трусости и, наконец, назойливости чиновника условность и утрированность характера, поведения чихнувшего видны особенно резко. Чиновник чем далее, тем более по-идиотски ведет себя; он еще и "помирает" от всего этого. Вот как описана смерть Червякова: "Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван, и... помер". Уже и во всей второй половине рассказа его поведение переходит пределы бытового правдоподобия: слишком он труслив, слишком назойлив, так в жизни не бывает. В концовке Чехов совсем резок, открыт. Этим "помер" он выводит рассказ (новеллу) за рамки бытового реализма, между "...чихнул..." и "...помер" внутренняя дистанция чересчур велика. Здесь — прямая условность, насмешка, казус. Поэтому рассказ этот ощущается как вполне юмористический: смерть воспринимается как несерьезность, условность, обнажение приема, ход. Писатель смеется, играет, само слово "смерть" не берет всерьез. В столкновении смеха и смерти торжествует смех. Он и определяет общую тональность произведения.
На фоне глупости, чрезмерной трусости и, наконец, назойливости чиновника условность и утрированность характера, поведения чихнувшего видны особенно резко. Чиновник чем далее, тем более по-идиотски ведет себя; он еще и "помирает" от всего этого. Вот как описана смерть Червякова: "Придя машинально домой, не снимая вицмундира, он лег на диван, и... помер". Уже и во всей второй половине рассказа его поведение переходит пределы бытового правдоподобия: слишком он труслив, слишком назойлив, так в жизни не бывает. В концовке Чехов совсем резок, открыт. Этим "помер" он выводит рассказ (новеллу) за рамки бытового реализма, между "...чихнул..." и "...помер" внутренняя дистанция чересчур велика. Здесь — прямая условность, насмешка, казус. Поэтому рассказ этот ощущается как вполне юмористический: смерть воспринимается как несерьезность, условность, обнажение приема, ход. Писатель смеется, играет, само слово "смерть" не берет всерьез. В столкновении смеха и смерти торжествует смех. Он и определяет общую тональность произведения.