Проверочная работа по стихотворению М.И.Цветаевой
«Кто создан из камня, кто создан из глины» (1920 г.)
Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело — измена, мне имя — Марина,
Я — бренная пена морская.
Кто создан из глины, кто создан из плоти —
Тем гроб и надгробные плиты...
— В купели морской крещена — и в полете
Своем — непрестанно разбита!
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня — видишь кудри беспутные эти? —
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной — воскресаю!
Да здравствует пена — веселая пена —
Высокая пена морская!
Во для анализа:
1. Какова тема стихотворения?
2. Количество строф?
3. Кому противопоставляет себя лирическая героиня?
4. Тип композиции?
5. Как называется художественное средство выразительности в строчке «Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети…»?
6. Найдите в тексте анафору. Выпишите.
7. Для чего автор использует риторический во Выпишите его.
8. Найдите в тексте эпитеты. Выпишите.
9. Стихотворный размер (необходимо составить схему первых двух строк)?
10. Как, по вашему мнению, соотносится тема стихотворения с понятием ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ?
Будущий историк, коему позволено будет распечатать дело о Пугачеве, легко исправит и дополнит мой труд — конечно несовершенный, но добросовестный. Историческая страница, на которой встречаются имена Екатерины, Румянцова, двух Паниных, Суворова, Бибикова, Михельсона, Вольтера и Державина, не должна быть затеряна для потомства.
Две исторические фигуры привлекали особенное внимание Пушкина: Пугачев и Петр I. Пугачеву Пушкин посвятил повесть «Капитанская дочка» и исторический труд «История Пугачева» . Пугачев интересовал Пушкина и как художника и как историка, но его обращение к нему не было уходом в Пугачев воплощал для Пушкина историю России, и, изучая его деятельность, он хотел найти ответы на острейшие вопросы современности и прояснить будущее. В 30-е годы, когда в разных местах России вспыхивали крестьянские бунты, воспоминания о «пугачевщине» оживились. С трудом подавив мятежи, правительство превзошло восставших в жестокости изуверстве. Пушкин с головой ушел в историю пугачевского бунта, чтобы понять кровавые трагедии, развернувшиеся на его глазах.
Фигура мятежного Пугачева давно привлекала внимание Пушкина, он стал интересоваться ею еще в михайловской ссылке. Тему эту Пушкин в конце концов решает в двух планах: и в качестве профессионального историка в «Истории Пугачева» , и в качестве писателя в «Капитанской дочке» .
«Капитанская дочка» оказалась своеобразным «завещанием» Пушкина. Открывая читателю всю свою выстраданную правду о русском народе и русском бунте, писатель призывал задуматься над коренными вопросами развития России и судьбы русского народа. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! » – предостерегающе восклицает поэт.