прозвище, которым вначале старый слуга Раневской называет Дуняшу, забывшую сливки для кофия, затем Яшу, наконец, в финале пьесы- самого себя; впоследствии именно это прозвище стало нарицательным своего рода характеристикой всех персонажей пьесы
Оды ломоносова верны природе жанра, созданного поэтами европейского классицизма xvii–xviii веков, они всегда имеют в виду конкретную общественно-политическую ситуацию и содержат оценку тех или иных правительственных мероприятий (чаще всего в комплиментарной форме) , рекомендации или пожелания, которые поэт от имени нации представляет правительству. ода выражает патриотическое, религиозное и философское воодушевление поэта. она создаётся, как правило, по строгим нормам: “высокий стиль речи”, изобилующий церковнославянизмами, строфа в десять стихов с твёрдой схемой рифм — абабввгддг. ломоносов видел возможность поднять в оде общеполитические проблемы, осмыслить явления в широком общегосударственном плане. у ломоносова есть “любимые” проблемы: россия и мир, россии, её военные победы, счастье мирной жизни; поэта притягивает к себе фигура петра i, волнуют вопросы науки, проблемы учёных. по словам г. п. макогоненко, содержание од определялось политическими убеждениями ломоносова. в преобразовательной деятельности петра поэт находил подтверждение своих идей: он считал, что только просвещённый монарх может в современных ему условиях принести благо стране и народу. поэтому постоянная тема его од — деятельность петра, которая, по ломоносову, должна была служить примером и для царствующей императрицы елизаветы петровны. ода писалась на торжественные случаи придворной жизни, часто к годовщинам восшествия на престол елизаветы. поэтому в них обязательно включалась похвала императрице. “но, — как замечает г. п. макогоненко, — это не была лесть ищущего подарка придворного”. ломоносов создавал жанр программной оды — оды-рекомендации. примером произведения подобного рода является «ода на день восшествия на престол императрицы елизаветы петровны, 1747 г.»
Как холодно было в этот вечер! а вечер был последний в году - канун нового года. в эту холодную и темную пору по улицам брела маленькая нищая девочка с непокрытой головой да еще и босая. девочка бродила по улицам, и ножки её покраснели от холода. в её кармане передника лежало несколько пачек серных спичек. она шла голодная и продрогшая. снежинки садились на лицо её и длинные белокурые локоны, красиво рассыпавшиеся по плечам. изо всех окон лился свет, на улице пахло жаренным гусем - ведь был канун нового года. девочка подошла к дому чиркнула о стену спичкой и вот что она увидела: всё вокруг осветилось, в этом сиянии она увидела свою старую покойнуя бабушку, такую тихую и просветленную, такую добрую и ласковую. девочка торопливо чиркнула всеми спичками, и спички вспыхнули так ослепительно, что стало светло, словно днем. бабушка взяла девочка на руки, и они вдкоем вознеслись вверх, на небо к богу. морозным утром за выступом дома нашли мертвое тельце девочки, рядом с ней лежало много сгоревших спичек. и никто не знал что случилось с этой маленькой девочкой, никто не мог догадаться какие чудеса видела она этой новогодней зимой.