Тема может быть раскрыта на примере характеров «лишних людей». «Лишние люди» — это незаурядные, возвышающиеся над средним уровнем личности, критически воспринимающие действительность, мучительно ищущие смысл жизни и свое предназначение в ней, разочарованные и душевно опустошенные, люди, не находящие применения своим недюжинным неизбежно переживающие личную драму. Таковы Онегин, Печорин, Обломов, о которых немало сказано в других сочинениях. Обратим внимание на ещё одного героя, являющегося культовым персонажем и полностью отвечающим характеристике «лишнего человека», но о котором незаслуженно забывают при раскрытии темы. Это Николай Всеволодович Ставрогин, главный герой романа Ф. М. Достоевского «Бесы». Ставрогин — человек умнейший и сильный, он точно так же не может найти себе применения. Но страдает ли он? Нет. Его вообще не интересуют во предназначения, морали, долга. Он живет в согласии со своей волей и берет от жизни все, что ни пожелает. При этом он пользуется безмерным уважением и почтением со стороны окружающих. Его не отвергают, как Онегина, и женский образ здесь не играет ключевой роли. Он не вызывает столько разноречивых мнений своим цинизмом, как Печорин, созданный не столько для того, чтобы отразить типаж эпохи, сколько, чтобы показать, каким быть не нужно и от кого людям следует держаться подальше. Николай Всеволодович, несмотря на всю грязь его поступков, столь ярко описанных в эпилоге, крепко держит читателя в ауре своего обезоруживающего обаяния. Он по праву может считаться идеалом, к которому стремится любой мужчина-атеист. Даже исповедь Ставрогина Тихону поражает уверенностью и ответственностью за совершенные деяния. С другой стороны, этот герой не только не судит себя, как Раскольников, а вообще не придает значения сделанному. Кто он? На первый взгляд, холодный и циничный монстр. Да, ему скучно жить, потому что нет цели, и применения его незаурядным тоже нет. Поэтому он и уходит из жизни. Давая своему герою фамилию Ставрогин, Достоевский использует прием «говорящих фамилий». Стаурус — по-гречески крест, но для этого человека крест, который он добровольно взвалил на себя, оказался не по силам. То есть он не выдержал собственного духовного богатства, своей же великой силы. В отличие от своего героя, сам писатель Федор Михайлович Достоевский выдержал испытание жизнью и стал самым христианским писателем из ве-ликой русской классики, что, безусловно, дало ему право сказать, что жизнь скучна без нравственной цели.
Когда снежинку, что легко летает,
Как звездочка упавшая скользя,
Берешь рукой - она слезинкой тает,
И возвратить воздушность ей нельзя.
Когда пленясь прозрачностью медузы,
Ее коснемся мы капризом рук,
Она, как пленник, заключенный в узы,
Вдруг побледнеет и погибнет вдруг.
Когда хотим мы в мотыльках-скитальцах
Видать не грезу, а земную быль -
Где их наряд? От них на наших пальцах
Одна зарей раскрашенная пыль!
Оставь полет снежинкам с мотыльками
И не губи медузу на песках!
Нельзя мечту свою хватать руками,
Нельзя мечту свою держать в руках!
Нельзя тому, что было грустью зыбкой,
Сказать: "Будь страсть! Горя безумствуй, рдей!"
Твоя любовь была такой ошибкой, -
Но без любви мы гибнем. Чародей!
Обратим внимание на ещё одного героя, являющегося культовым персонажем и полностью отвечающим характеристике «лишнего человека», но о котором незаслуженно забывают при раскрытии темы. Это Николай Всеволодович Ставрогин, главный герой романа Ф. М. Достоевского «Бесы».
Ставрогин — человек умнейший и сильный, он точно так же не может найти себе применения. Но страдает ли он? Нет. Его вообще не интересуют во предназначения, морали, долга. Он живет в согласии со своей волей и берет от жизни все, что ни пожелает. При этом он пользуется безмерным уважением и почтением со стороны окружающих. Его не отвергают, как Онегина, и женский образ здесь не играет ключевой роли. Он не вызывает столько разноречивых мнений своим цинизмом, как Печорин, созданный не столько для того, чтобы отразить типаж эпохи, сколько, чтобы показать, каким быть не нужно и от кого людям следует держаться подальше.
Николай Всеволодович, несмотря на всю грязь его поступков, столь ярко описанных в эпилоге, крепко держит читателя в ауре своего обезоруживающего обаяния. Он по праву может считаться идеалом, к которому стремится любой мужчина-атеист. Даже исповедь Ставрогина Тихону поражает уверенностью и ответственностью за совершенные деяния.
С другой стороны, этот герой не только не судит себя, как Раскольников, а вообще не придает значения сделанному. Кто он? На первый взгляд, холодный и циничный монстр. Да, ему скучно жить, потому что нет цели, и применения его незаурядным тоже нет. Поэтому он и уходит из жизни. Давая своему герою фамилию Ставрогин, Достоевский использует прием «говорящих фамилий». Стаурус — по-гречески крест, но для этого человека крест, который он добровольно взвалил на себя, оказался не по силам. То есть он не выдержал собственного духовного богатства, своей же великой силы.
В отличие от своего героя, сам писатель Федор Михайлович Достоевский выдержал испытание жизнью и стал самым христианским писателем из ве-ликой русской классики, что, безусловно, дало ему право сказать, что жизнь скучна без нравственной цели.