ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ И ЕГО ПРИЗНАКИ
Сфера употребления Основные функции Стилевые черты Языковые средства
общественно-экономические,
политические,
культурные отношения,
используется в газетах, журналах
функция воздействия,
функция передачи информации,
функция убеждения,
функция побуждения к определённым поступкам логичность,
образность,
эмоциональность,
оценочность,
страстность,
общедоступность,
наличие авторской позиции общественно-политическая лексика,
тропы (сравнения, эпитеты, метафоры, лексические повторы, градация), побудительные и во предложения,
риторические во рас обращения, вводные слова и предложения, причастные и деепричастные обороты, морально-этическая лексика, высокие, торжественные слова
Прочитайте отрывок из предисловия поэта Л. Озерова к книге его стихотворений, какова тема текста?
Неведомый друг - читатель, открывая книгу поэта, его лирический дневник, может узнать о нем больше, чем из подробной автобиографии. Такова поэзия. Считаю и для себя верным правило: «Слова поэта суть уже дела его». <...>
Поэзия всегда была для меня особым поприщем, которое Каролина Павлова назвала «святым ремеслом», а Илья Сельвинский - «службой крови». Таковой и буду почитать ее до конца дней моих.
Многое в творчестве поэта продолжает оставаться тайной для него самого. Но одно несомненно: поэзия растворена в жизни, как соль в море, надо только уметь почувствовать это и выразить в слове.
Прожитые годы не утомили моей жажды творить и искать, а горький опыт не перечеркнул моего удивления перед чудом жизни: перед ранним утром, пшеничным колосом, перелетом птиц, лесной опушкой, перед школьниками, идущими на урок...
Задания.
1. Укажите ключевые слова текста.
2. С каких языковых средств осуществляется связь между предложениями, между абзацами? (слова одной тематической группы; лексические повторы или однокоренные слова; синонимы, антонимы – это что может быть)
3. Докажите, что это текст публицистического стиля (указываем конкретно: сфера употребления –предисловие к сборнику; функция или цель – показать, какую роль играет поэзия в жизни поэта и т.д. Дальше продолжить самостоятельно)
4. Объясните значения слов поприще, автобиография.
5. Произведите культуроведческий анализ текста. В случае затруднений обратитесь к справочникам, к словарям. Запишите предложения:
Каролина Павлова - это... (урождённая Яниш; 1807—1893) — русская поэтесса, переводчица.
Илья Сельвинский – это русский советский поэт крымчакского происхождения. Также выступал как прозаик и драматург. Основатель и председатель Литературного центра конструктивистов (1899 - 1968 г.).
6. Какими примерами из текста можно подтвердить правило постановки двоеточия и тире?
7. Замените в последнем предложении причастный оборот придаточным предложением.
8. Запишите предложение в форме цитаты: Поэзия - это дневник душевного состояния. (Гёте.)
9. Сформулируйте три задания, направленных на повторение орфографии.
Русалка плавает в ночи, стараясь доплеснуть морскую пену до самой луны. При этом она поет песню о своем «морском» доме, как там гуляют стада златых рыбок и возвышаются хрустальные города. Морские обитательницы любят расчесывать волосы покоящегося здесь витязя, целовать и любоваться им. Однако он хладен и нем. От того, что прекрасного витязя не оживить, что все их старания тщетны, русалка впадает в непонятную тоску. Сам князь и виновен, влюбился в морскую красавицу, которая не может без воды.Русалка тоскует, грустит от неразделенной любви.
В своем стихотворении, Лермонтов обращается к древнему мифу о сиренах, которые заманивали красивых мужчин на глубину морскую. Но придает ему другую форму, показывая тем самым иные последствия действий русалок. Русалка никогда не получит его любви, ей не познать его истинных чувств. Она просто погубила его, а сама впала в глубокую тоску. Таковы бывают и реальные отношения возлюбленных, потому что чувства должны быть взаимными. Нельзя силой заставить полюбить человека. Если нарушить правила любви, то оба любящих сердца придут к трагическому концу.