Пушкин А.С. (1799 – 1837). Творчество А.С. Пушкина как выражение абсолютной духовной гармонии. Воплощение в творчестве Пушкина общечеловеческих ценностей: свободы, красоты, любви, дружбы, патриотизма, творчества, слияния с миром. Национальное и общечеловеческое значение творчества Пушкина. Общая характеристика творчества. Основные этапы творческого пути. Лирика А. С. Пушкина: многообразие тем и мотивов. Свобода как социальный, нравственный и философский идеал Пушкина. Многообразие понимания свободы: политическая независимость («Деревня», «Вольность», «К Чаадаеву»), личная свобода («К морю»), свобода художника («Поэту», «Памятник»).
Патриотическая и гражданственная лирика Пушкина. Понимание поэтом России как великой державы, желание «в просвещении стать с веком наравне» («Клеветникам России», «Бородинская годовщина», «К Чаадаеву», «Памятник»). Русская история в произведениях А.С. Пушкина.
Тема поэта и поэзии в творчестве Пушкина. Мысли о высшем предназначении поэзии и свободе поэтического творчества («Поэт», «Поэту», «Свободы сеятель пустынный...», «Памятник», «Из Пиндемонти»). Пушкин о месте поэта в общественном движении эпохи («Арион»), взаимоотношениях поэта и власти, поэта и «черни».
Любовная и дружественная лирика Пушкина. Гармония в человеческих отношениях, светлые и добрые чувства в интимной лирике Пушкина («19 октября», «К Чаадаеву», «Зимний вечер», «Я Вас любил: любовь еще, быть может...», «Я помню чудное мгновенье...» и др.). Полнота человеческих чувств в поэзии А. С. Пушкина.
Философская лирика Пушкина. Глубина пушкинской проблематики, сложность философских вопросов, масштабность миросозерцания поэта, слияние человека и мира, постижение гармонии мироздания («Элегия», «Когда по улицам, задумчив, я брожу...» и др.). Оптимизм поэзии Пушкина.
Роман «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» (В.Г. Белинский). Отражение в романе социального, бытового и культурного уклада русской жизни начала XIX в. Проблема человека и культурной среды – главная проблема пушкинского романа. Проблема воспитания в романе. Воспитание и образование Онегина, Ленского, Ольги, Татьяны. Национальные корни русской культуры и ее взаимодействие с прогрессивной европейской культурой. Культурная среда и ее роль в процессе формирования личности.
Художественные особенности романа. Образ повествователя – один из важнейших образов романа. Система авторских отступлений в романе, их тематика, эмоциональная направленность введения в повествование. Образ читателя и его значение в романе. Онегинская строфа.
Общечеловеческие и философские проблемы романа. Проблема смысла жизни. Образ Онегина. Незаурядность характера Онегина, его разлад со «светом», «русская хандра», скептицизм, влияние на его характер европейского и русского байронизма. Национальная самобытность характера Онегина. Трагические аспекты характера.
Проблема счастья и долга в романе. Образ Татьяны. Татьяна как воплощение народных, национальных понятий о добре и зле, счастье и совести. Нравственная цельность характера Татьяны. Открытый финал романа, его смысл. Возможность неоднозначного толкования характеров и поведения главных героев, идейного смысла всего романа.
«Капитанская дочка». Историческая основа повести. Особенности композиции. Гринев, его роль в произведении, формирование его характера и взглядов; Маша Миронова, ее душевная стойкость, нравственная красота. Отношение автора и рассказчика к Пугачеву и к народному восстанию. Утверждение автором нравственных идеалов гуманности, чести и долга. Историческая правда и художественный вымысел в повести. Точность и лаконизм пушкинской прозы. Мотивы народного творчества в повести. Роль эпиграфов.
ответить на вопросы
учительница дает мальчику самый главный нравственный урок, -
урок доброты, неравнодушия к чужой беде.
Лидия Михайловна понимает, насколько тяжело мальчику, оторванному от дома и
родных. Но сам главный герой, привыкший к суровым условиям, не принимает
от учительницы. Мальчику тяжело бывать у нее в гостях, пить чай, которым
она его угощает. И тогда Лидия Михайловна идет на хитрость — отправляет ему посылку. Но откуда городской девушке знать, что глухой деревеньке нет и не может быть таких продуктов, как макароны и гематоген. Однако учительница не оставляет мыслей мальчику. Ее выход прост и оригинален. Она начинает играть с ним на деньги, причем старается делать все возможное, чтобы выиграл именно он.
В этом поступке проявляется удивительная доброта молодой учительницы.
Название рассказа «Уроки французского» заставляют задуматься и о роли учебного предмета "французский язык" в суровые послевоенные годы. Тогда, изучение иностранных языков казалось роскошью, ненужной и бесполезной.
Тёркин Василий Иванович-главный геройпоэмы,рядовой пехотинец из смоленских крестьян. Он с юмором рассказывает молодым бойцам о буднях войны,говорит,что воюет с самого начала войны,трижды был в окружении,был ранен. Фамилия героя неслучайно созвучна слову "тереть": Тёркин-бывалый солдат,участник войны с Финляндией.Тёркин-воплощение русского характера.Он не выделяется ни выдающимися умственными ни внешним совершенством.
Скажем откровенно
Просто парень сам собой
Он обыкновенный.
В образе Василия Тёркина воплрщены лучшие черты народа: мужество,смелость,любовь к труду,простота,чувство юмора.Жизнерадостность и природный юмор Тёркину справиться со страхом и побеждают саму смерть. Например,в ледяной воде переправляется чепез реку и налаживает связь.("Переправа")
Он не толькосолдат,но и мастер на все руки.Умеет починить часы,наточить старую пилу.("Два солдата") Тёркин ещё и мастер играть на гармонике.
Прототипом Василия Тёркина стал весь русский народ.Он о себе говорит во множественном числе, показывая тем самым,что он-это собирательный образ.
Василий Т.обобщённый и в то же время глубоко индивидуализированный образ.Он воспринимается как совершенно реальный герой-ловкий,смекалистый,остроумный. Он неотделим от воюющего народа.
Объяснение: