Калека, у которого от рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо "с подвижными острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами". "Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды". Ноги "длинные и тонкие", с их "феномен", как его называет сопровождающий, "долгоусый" субъект, снимает с головы картуз, расчесывает гребенкой бороду, крестится и, наконец, пишет па белом листке "ровную красивую строчку": "Человек создан для счастья, как птица для полета".
Эта фраза действительно стала, как ее и называет Залуский, афоризмом, причем особенно расхожим в советское время. Но это, подчеркивал Залуский, не только афоризм, но и "парадокс". "Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него", - говорит он позднее.
Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья (вплоть до повести "Без языка", где положение человека в чужой стране придает понятию немоты философское звучание) , подчеркивает парадокс Залуский не только для более острого изображения взаимоотношений между людьми (растерянное высокомерие доктора Дударова и достоинство Залуского) и не из педагогических целей, но ради утверждения цент-ральной идеи всего своего творчества: "Жизнь.. . кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого - добро и счастье. ..Общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление".
Именно врожденное несчастье Залуского ему выразить эту свою заветную мысль с особой убедительностью.
С в е т л ы й м и р. Тонкий, узкий, длинный ход В глубь земли мечту ведет. Только спустишься туда, Встретишь замки изо льда. Чуть сойдешь отсюда вниз, Разноцветности зажглись, Смотрит чей-то светлый глаз, Лунный камень и алмаз. Там опал снежит, а тут Расцветает изумруд. И услышишь в замках тех Флейты, лютни, нежный смех. И увидишь чьих-то ног Там хрустальный башмачок. Льды, колонны, свет, снега, Нежность, снежность, жемчуга. Тонкий, узкий, длинный ход В этот светлый мир ведет. Но, чтоб знать туда пути, Нужно бережно идти. Из цикла «Былинки», сб. «Фейные сказки». 1905г. Это стихотворение из книжки, посвященной дочери поэта. Ключевым словом напрашивается быть слово МЕЧТА. Бальмонт – символист, поэт Серебряного века русской поэзии. Он считал, что основное отличие символистов от реалистов в том, что первые не простые наблюдатели, а мыслители, глядящие в мир сквозь окно своей мечты. Но, думаю, это слишком обще и применимо ко многим его сочинениям. Мне кажется, ключом в этом стихотворении может быть слово ВНИЗ. Обычно светлый мир – это мир света, солнца, небес. ВЕРХ. Но Константин Бальмонт – мастер крайностей и символов–антонимов. Вот и свой светлый мир он запрятал глубоко под землю. Поэт описывает медленное, постепенное продвижение в глубину земли к ее сокровищам. От ледяных замков к россыпям драгоценных камней. Мир его мечты устроен совсем иначе, чем наш. Опаловые переливы снега под солнцем на поверхности поэтическое воображение превращает в сугробы опалов в светлом подземном мире. Сравнение зелени с изумрудами привычно в обычном мире. В мире Бальмонта - цветение изумрудов. И тот мир – обитаем, он тоже наблюдает за нами светлыми глазами алмазов. В мире мечты нет оглушающей тишины. Что это? Перестук камешков или нежный смех? Дрожание струн лютни, протяжный вздох флейты… Нежный, снежный, жемчужный мир. Но надо быть очень осторожным, и терпеливым, чтобы пройти по узкому и длинному пути мечты и не спугнуть обитателей подземного мира, ускользающих при виде чужака, оставляя лишь хрустальный башмачок. А это уже совсем другая сказка.
Эта фраза действительно стала, как ее и называет Залуский, афоризмом, причем особенно расхожим в советское время. Но это, подчеркивал Залуский, не только афоризм, но и "парадокс". "Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него", - говорит он позднее.
Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья (вплоть до повести "Без языка", где положение человека в чужой стране придает понятию немоты философское звучание) , подчеркивает парадокс Залуский не только для более острого изображения взаимоотношений между людьми (растерянное высокомерие доктора Дударова и достоинство Залуского) и не из педагогических целей, но ради утверждения цент-ральной идеи всего своего творчества: "Жизнь.. . кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого - добро и счастье. ..Общий закон жизни есть стремление к счастию и все более широкое его осуществление".
Именно врожденное несчастье Залуского ему выразить эту свою заветную мысль с особой убедительностью.
Тонкий, узкий, длинный ход
В глубь земли мечту ведет.
Только спустишься туда,
Встретишь замки изо льда.
Чуть сойдешь отсюда вниз,
Разноцветности зажглись,
Смотрит чей-то светлый глаз,
Лунный камень и алмаз.
Там опал снежит, а тут
Расцветает изумруд.
И услышишь в замках тех
Флейты, лютни, нежный смех.
И увидишь чьих-то ног
Там хрустальный башмачок.
Льды, колонны, свет, снега,
Нежность, снежность, жемчуга.
Тонкий, узкий, длинный ход
В этот светлый мир ведет.
Но, чтоб знать туда пути,
Нужно бережно идти.
Из цикла «Былинки», сб. «Фейные сказки». 1905г.
Это стихотворение из книжки, посвященной дочери поэта.
Ключевым словом напрашивается быть слово МЕЧТА. Бальмонт – символист, поэт Серебряного века русской поэзии. Он считал, что основное отличие символистов от реалистов в том, что первые не простые наблюдатели, а мыслители, глядящие в мир сквозь окно своей мечты. Но, думаю, это слишком обще и применимо ко многим его сочинениям.
Мне кажется, ключом в этом стихотворении может быть слово ВНИЗ. Обычно светлый мир – это мир света, солнца, небес. ВЕРХ. Но Константин Бальмонт – мастер крайностей и символов–антонимов. Вот и свой светлый мир он запрятал глубоко под землю. Поэт описывает медленное, постепенное продвижение в глубину земли к ее сокровищам. От ледяных замков к россыпям драгоценных камней.
Мир его мечты устроен совсем иначе, чем наш. Опаловые переливы снега под солнцем на поверхности поэтическое воображение превращает в сугробы опалов в светлом подземном мире. Сравнение зелени с изумрудами привычно в обычном мире. В мире Бальмонта - цветение изумрудов.
И тот мир – обитаем, он тоже наблюдает за нами светлыми глазами алмазов. В мире мечты нет оглушающей тишины. Что это? Перестук камешков или нежный смех? Дрожание струн лютни, протяжный вздох флейты… Нежный, снежный, жемчужный мир.
Но надо быть очень осторожным, и терпеливым, чтобы пройти по узкому и длинному пути мечты и не спугнуть обитателей подземного мира, ускользающих при виде чужака, оставляя лишь хрустальный башмачок. А это уже совсем другая сказка.