Герасим ухаживает за Татьяной: "...ведь этот глухарь‑то, Гараська, он ведь за тобой ухаживает..." (Гараська - то есть Герасим) "...идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками, ленту вдруг вытащит из‑за пазухи и всучит ей, метлой перед ней пыль расчистит..." Герасим становится покровителем Татьяны. Он защищает ее от других крестьян: "...Рада не рада, а попала девка под его покровительство..."
Герасим ревнует Татьяну к пьянице Капитону: "...заметив, что Капитон <...> как‑то слишком любезно раскалякался с Татьяной, Герасим подозвал его к себе пальцем, отвел в каретный сарай да, ухватив за конец стоявшее в углу дышло, слегка, но многозначительно погрозился ему им. С тех пор уж никто не заговаривал с Татьяной..."
Герасим хочет жениться на прачке Татьяне: "...собирался уже отправиться к ней с не позволит ли она ему жениться на Татьяне. Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтобы в приличном виде явиться перед барыней..."
Но барыня решает выдать Татьяну замуж за пьяницу Капитона: "...вдруг этой самой барыне пришла в голову мысль выдать Татьяну за Капитона..." "...Да!.. пусть посватает Татьяну, – решила барыня, с удовольствием понюхивая табачок, – слышишь?.."
Чтобы "отвадить" Герасима, Татьяна однажды прикидывается пьяной. Герасим не любит пьяных людей. Он перестает ухаживать за Татьяной: "...Он только стал как будто поугрюмее и на Татьяну и на Капитона не обращал ни малейшего внимания..."
Вскоре барыня выдает Татьяну замуж за Капитона: "...В тот же вечер они оба с гусями под мышкой отправились к барыне и через неделю женились..."
Барыня отправляет Татьяну и Капитона из Москвы. Татьяна тепло прощается с Герасимом: "...Татьяна <...> садясь в телегу, по‑христиански три раза поцеловалась с Герасимом..."
На прощанье Герасим дарит Татьяне красный платок: "...Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад..."
Это был цитатный образ и характеристика Татьяны в рассказе "Муму" Тургенева, описание внешности и характера героини, а также отношений с Герасимом.
Читая стихотворение, мы видим одинокий парус, плывущий по неспокойным волнам. Тема одиночества является сквозной в творчестве юного Лермонтова, поскольку она очень близка юному поэту, который связывает два понятия свободу и одиночество.
Одиночество для поэта — это, несомненно, ощущение чувства свободы, но и одновременно чувство незащищенности перед житейскими трудностями. Именно поэтому кораблик с парусом, мелькающим меж волн, лирический герой ассоциирует с собой. Он привлекает внимание поэта и заставляет задуматься, ищет ли парус что-то в дальней стране или что-то оставил в краю родном. Размышления лирического героя передаются риторическими вопросами.
Наблюдая за движением паруса, лирический герой видит игру волн, слышит скрип мачты. Но делает вывод, что парус не ищет «счастия», поскольку это то состояние, которое можно найти не во вне, а только внутри себя, в своей душе.
Третья строфа начинается очень красивой картиной:
Под ним струя светлей лазури, Над ним луч солнца золотой...
И тем сильнее противопоставление первым двум строчка последней строфы последних строк стихотворения, в которых парус назван мятежным, который «просит бури» и в ней пытается обрести покой и свободу. Однако это иллюзия и используемое поэтом наречие «как будто» указывает на иллюзорность этого желания. Таким образом, в ходе рассуждений можно сделать вывод о том, что лирический герой находится в разладе не то со всем миром, но и с собой.
Композиционно стихотворение выстроено таким образом, что все три строфы имеют одинаковое строение: первые две строки изображают парус и окружающую его картину природы, а последние две размышления поэта, наблюдающего за одиноким парусом на бескрайнем просторе водной глади.
В стихотворении использованы следующие стилистические средства: единоначалия, эпитеты, повторы, риторические вопросы и риторические восклицания.
"...ведь этот глухарь‑то, Гараська, он ведь за тобой ухаживает..." (Гараська - то есть Герасим)
"...идет ей навстречу, улыбается, мычит, махает руками, ленту вдруг вытащит из‑за пазухи и всучит ей, метлой перед ней пыль расчистит..."
Герасим становится покровителем Татьяны. Он защищает ее от других крестьян:
"...Рада не рада, а попала девка под его покровительство..."
Герасим ревнует Татьяну к пьянице Капитону:
"...заметив, что Капитон <...> как‑то слишком любезно раскалякался с Татьяной, Герасим подозвал его к себе пальцем, отвел в каретный сарай да, ухватив за конец стоявшее в углу дышло, слегка, но многозначительно погрозился ему им. С тех пор уж никто не заговаривал с Татьяной..."
Герасим хочет жениться на прачке Татьяне:
"...собирался уже отправиться к ней с не позволит ли она ему жениться на Татьяне. Он только ждал нового кафтана, обещанного ему дворецким, чтобы в приличном виде явиться перед барыней..."
Но барыня решает выдать Татьяну замуж за пьяницу Капитона:
"...вдруг этой самой барыне пришла в голову мысль выдать Татьяну за Капитона..."
"...Да!.. пусть посватает Татьяну, – решила барыня, с удовольствием понюхивая табачок, – слышишь?.."
Чтобы "отвадить" Герасима, Татьяна однажды прикидывается пьяной. Герасим не любит пьяных людей. Он перестает ухаживать за Татьяной:
"...Он только стал как будто поугрюмее и на Татьяну и на Капитона не обращал ни малейшего внимания..."
Вскоре барыня выдает Татьяну замуж за Капитона:
"...В тот же вечер они оба с гусями под мышкой отправились к барыне и через неделю женились..."
Барыня отправляет Татьяну и Капитона из Москвы. Татьяна тепло прощается с Герасимом:
"...Татьяна <...> садясь в телегу, по‑христиански три раза поцеловалась с Герасимом..."
На прощанье Герасим дарит Татьяне красный платок:
"...Герасим вышел из своей каморки, приблизился к Татьяне и подарил ей на память красный бумажный платок, купленный им для нее же с год тому назад..."
Это был цитатный образ и характеристика Татьяны в рассказе "Муму" Тургенева, описание внешности и характера героини, а также отношений с Герасимом.
Читая стихотворение, мы видим одинокий парус, плывущий по неспокойным волнам. Тема одиночества является сквозной в творчестве юного Лермонтова, поскольку она очень близка юному поэту, который связывает два понятия свободу и одиночество.
Одиночество для поэта — это, несомненно, ощущение чувства свободы, но и одновременно чувство незащищенности перед житейскими трудностями. Именно поэтому кораблик с парусом, мелькающим меж волн, лирический герой ассоциирует с собой. Он привлекает внимание поэта и заставляет задуматься, ищет ли парус что-то в дальней стране или что-то оставил в краю родном. Размышления лирического героя передаются риторическими вопросами.
Наблюдая за движением паруса, лирический герой видит игру волн, слышит скрип мачты. Но делает вывод, что парус не ищет «счастия», поскольку это то состояние, которое можно найти не во вне, а только внутри себя, в своей душе.
Третья строфа начинается очень красивой картиной:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой...
И тем сильнее противопоставление первым двум строчка последней строфы последних строк стихотворения, в которых парус назван мятежным, который «просит бури» и в ней пытается обрести покой и свободу. Однако это иллюзия и используемое поэтом наречие «как будто» указывает на иллюзорность этого желания. Таким образом, в ходе рассуждений можно сделать вывод о том, что лирический герой находится в разладе не то со всем миром, но и с собой.
Композиционно стихотворение выстроено таким образом, что все три строфы имеют одинаковое строение: первые две строки изображают парус и окружающую его картину природы, а последние две размышления поэта, наблюдающего за одиноким парусом на бескрайнем просторе водной глади.
В стихотворении использованы следующие стилистические средства: единоначалия, эпитеты, повторы, риторические вопросы и риторические восклицания.