Работа по стихотворению "Утес".
1. Какие чувства оно у вас вызвало?
2. Прочитайте его самостоятельно и попробуйте определить, от чьего лица оно написано ?
3. Сколько героев в стихотворении?
4. Кто главный герой?
5. Почему?.
6. Сколько строф в стихотворении?
Перечитайте первую строфу, ответьте на вопросы
7. Кто из героев присутствует в первой строфе?
8. Кто появляется первым?
9. Известно ли, откуда она взялась?
10. Какая она?
11. Почему золотая?
12. Большая тучка или маленькая?
13. Почему вы так думаете?
14. Живая ли тучка?
15. Что она делала?
16. Где ночевала тучка?
17. Почему именно на груди?
18. А какой был утес?
19. Живой ли утес в этой части стихотворения, что он делает?
20. Почему утес ничего не делает?
21. Живой ли он вообще?
22. Утес оберегал сон тучки, но рано утром тучка исчезла. Как она это сделала?
23. Куда умчалась?
24. Почему?
25. Как умчалась тучка?
26. Почему весело, как это характеризует тучку?
Перечитайте вторую строфу, ответьте на вопросы
27. Кому она посвящена?
28. Тучка умчалась. Оставила ли она что-нибудь утесу?
29. Почему след влажный? Почему тучка прижималась к груди утеса?
30. Где остались слезы тучки?
31. Почему они остались?
32. Тучка "умчалась, весело играя...", а утес?
33. Как он стоит?
34. Почему?
35. Что делает утес?
36. О чем задумался?
37. Что еще сказано о том, как он стоит?
38. Почему он тихонько плачет?
39. О чем плачет утес?
40. Тучка улетела, а утес остался стоять. Но где он стоит?
41. Почему? Куда все исчезло?
42. Какие чувства испытывал утес к тучке?
Прочитайте теперь все стихотворение целиком
43. Какие чувства испытывал сам автор, когда его писал?
44. О чем это стихотворение?
Дидактическая цель – создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.
Цели по содержанию:
Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева, с жанром “робинзонады” в русской литературе формированию литературоведческих понятий: “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”, “нравственно-эстетический идеал”.
Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать в над литературоведческими понятиями с интерактивной доски.
Воспитательная воспитанию у школьников интереса к литературным традициям в русской литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.
Тип учебного занятия – заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” в форме эвристической беседы с использованием интерактивной доски. Урок проводится в 5-м классе по программе А.Г.Кутузова перед изучением зарубежной литературы, романа Д.Дефо “Приключения Робинзона Крузо”.
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
С.Есенин, 1910 г.
Полный месяц встал над лугом
Неизменным дивным кругом,
Светит и молчит.
Бледный, бледный луг цветущий,
Мрак ночной, по нем ползущий,
Отдыхает, спит.
Жутко выйти на дорогу:
Непонятная тревога
Под луной царит.
Хоть и знаешь: утром рано
Солнце выйдет из тумана,
Поле озарит,
И тогда пройдешь тропинкой,
Где под каждою былинкой
Жизнь кипит.
А.Блок. 21 июля 1898.
Оба стихотворения написаны совсем молодыми поэтами.
Оба они посвящены описанию природы, причем в противопоставлении ее контрастных проявлений. Только у Есенина - описание суровой, коварной и вьюжной зимы с намеком на грядущую красавицу весну. У Блока описывается летняя ночь в полнолуние: с затаившемся мраком, которая полна непонятной тревогой, несмотря на то, что есть твердая уверенность, что при восходе солнца здесь будет кипеть жизнь.
Оба поэта одушевляют окружающий мир, создавая реально ощущаемые образы. Поет и аукает метель, стучит в окошки; тоскуют, уплывая, облака у Есенина. Месяц молчит, а мрак, подкрадываясь, ползет у Блока.
Добиваясь полноты картины, они используют точные эпитеты, сравнения метафоры. К примеру, у Есенина "мохнатый" - это хвойный лес со снежными опушением веток. Воробьи, стремясь согреться, жмутся, подобно деткам-сиротам, друг к другу. Встряхиваясь, расстилается холодный шелковый ковер снежного покрывала. Неизменный дивный круг - говорит о вечности ночного светила и создаваемой им мистической тревожное картине. Бледный бледный цветущий луг - луг залитый лунным светом, где краски неярки, цветение можно ощутить только обонянием. А мрак отдыхает, как временно насытившийся зверь, готовый к новому поиску жертвы.
Такое впечатление создается и с звукозаписи. У Есенина использование звуков з. у, с-ш, с-т,передает завывание вьюги, стук и и шуршание снега при порывах ветра. У Блока звуки почти те же, но сочетание л, щ, сп, ст передает ощущение тишины, Когда каждый неясный звук кажется полным опасности.
У Есенина - богатый народный язык с певучими интонациями. Больно холодна метелица! Игривые воробушки - они же пташки малые и сиротливые детки. У Блока - язык более возвышенный:Дивный круг, солнце озарит. И не темнота. а мрак.
Стихотворение Есенина написано ямбом. Оно состоит из трех строф, в каждой из которых по 6 строк. Рифмы мужские. 1,2 и 4,5 строки имеют парные рифмы и 4 стопы. 3 и 5 строки более короткие, трехстопные рифмуются между собой. У Блока хорей. Т также две строки с парной женской рифмой, а для третьей - рифма (уже мужская) через еще две строки. Стихотворение Блока более короткое и деления на строфы нет
И общее впечатление от сравнения стихотворений: у Есенина оно получилось более оптимистичным.