Своё произведение Ершов называет русской сказкой ,потому что как и в русских сказках есть сказочные герои,добро побеждает зло,главный герой проходит испытания,есть присказка,зачин,мораль,сказочные слова ,выражения и герои,счастливая концовка. Присказка: "Начинается сказка сказываться. За горами, за лесами, За широкими морями ,Не на небе - на земле Жил старик в одном селе. У крестьянина три сына: Старший умный был детина, Средний сын и так и сяк, Младший вовсе был дурак." Вторая присказка; Скоро сказка сказывается, А не скоро дело делается. Третья присказка: Доселева Макар огороды копал, А нынече Макар в воеводы попал. Как у наших у ворот, Муха песенку поет. Зачин: В долгом времени аль вскоре Приключилося им горе: Кто-то в поле стал ходить И пшеницу шевелить. Второй зачин: Зачинается рассказ От Ивановых проказ, Третий зачин: Это присказка велася, Вот и сказка началася. Сказочный герои:Конёк-Горбунок,Жар-птица,кони златогривые,прекрасная царь-девица,Чудо-юдо Рыба-кит,муха-песни пела, Месяц Месяцович,царь морской,говорящие рыбы, Троекратные повторы:В сказке три части,три присказки и три зачина,три сына,три службы для царя,трижды перекрестился,три котла,три дня в дороге,три ночи караулят,в тексте много повторов начальных слов,например: Надо ль раковин цветистых? Надо ль рыбок золотистых? Надо ль крупных жемчугов?
Вопросы:
-Сколько частей в сказке Ершова?-Три части. -Сколько было братьев?-Три брата. -Как звали старшего и среднего из братьев Ивана?-Данило старший,Гаврило-средний. -Что обещала кобылица Ивану,за свободу?-Двух златогривых коней и Конька-горбунка,друга для Ивана. -На что Иван обменял коней царю?-На два-пять шапок серебра,десять шапок серебра. -Кем стал Иван на службе у царя.-Конюхом. -Кто такой спальник?-Спальник-прежний конюших начальник. -Что Иван заворачивал в три тряпицы и прятал?-Царский клад-перо Жар-птицы. -Сколь Жар-птиц прилетело в стае?-С десятков с пять.(50) -Кого приказал найти царь Ивану?-Жар-птицу и Царь-девицу. -Сколько дней ехал Иван к океану?-Едут целую седмицу; в день осьмой,-через лес.Восемь дней. -Сколько лет страдала Рыба-кит?-Десять. -Кто отдыхает в тереме Царь-девицы?-По ночам здесь Солнце спит,А полуденной порою,Месяц входит для покою. -Кто они для Царь -Девицы?-Месяц-отец,Солнце-мать. -Сколько лет Царь-девице?-пятнадцать только лет. -Что в трёх котлах,где предстоит искупаться Ивану?-В одном молоко-кипяток,в другом-студёная вода,в третьем-варённая вода. -Что случилось в царём?-Сварился в котле. -Что стало с Иваном?-Он стал царём и мужем Царь-девицы.
Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Им было просто не обойтись без Луки, который говорил: "Христос всех жалел и нам так велел."
Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности. Сочувствие человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество. Главное - не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом.
Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, можно лишь смягчить боль утешительной ложью. Он с самого начала наметил себе ложный курс. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет Да, смертельно больной Анне нужна была лишь такая Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить. "Ты - с радостью помирай, без тревоги.." - говорил он умирающей. Другое ей уже не бы. Но даже с этой задачей старик не справился, и несчастная умерла в беспокойстве. Что уж говорить о "здоровых" людях! Свою "утешительную" философию он примерил и к ним. Своими сладким пилюлями Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой странник, призывавший к терпению и примирению, еще больше воспитывал в ночлежниках слабость и не бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же, по-моему, своим ложным гуманизмом еще больше навредил, "связав" окончательно им руки и ноги. "Ты - надейся! Ты - верь!" - внушал он им. Человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется услышать горькую правду, которая "всегда поднимается над ложью, как масло над водою". Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям! Ведь "кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью". Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения. Он выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки - ложный гуманизм. Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге терпит поражение. Художественное развенчание ее сопровождается развалом ночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьба Наташи...
Иначе говоря, автор больше симпатизирует теории Сатина. Ведь "ничто так не радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь". Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. А ложь - чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с Константином Сатиным.
Но к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалось недостаточно. Он тоже ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей "дна И, возможно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не поднялись бы со "дна". Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих.
Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не стоит на месте, меняются обстоятельства жизни, меняются люди. Каждое последующие поколение решает для себя эту проблему в соответствии с нравственными идеалами времени. Поэтому пьеса Горького актуальна во все времена, и сейчас можно говорить о современности спора о гуманизме.
Присказка:
"Начинается сказка сказываться.
За горами, за лесами,
За широкими морями
,Не на небе - на земле
Жил старик в одном селе.
У крестьянина три сына:
Старший умный был детина,
Средний сын и так и сяк,
Младший вовсе был дурак."
Вторая присказка;
Скоро сказка сказывается,
А не скоро дело делается.
Третья присказка:
Доселева Макар
огороды копал,
А нынече Макар
в воеводы попал.
Как у наших у ворот,
Муха песенку поет.
Зачин:
В долгом времени аль вскоре
Приключилося им горе:
Кто-то в поле стал ходить
И пшеницу шевелить.
Второй зачин:
Зачинается рассказ
От Ивановых проказ,
Третий зачин:
Это присказка велася,
Вот и сказка началася.
Сказочный герои:Конёк-Горбунок,Жар-птица,кони златогривые,прекрасная царь-девица,Чудо-юдо Рыба-кит,муха-песни пела, Месяц Месяцович,царь морской,говорящие рыбы,
Троекратные повторы:В сказке три части,три присказки и три зачина,три сына,три службы для царя,трижды перекрестился,три котла,три дня в дороге,три ночи караулят,в тексте много повторов начальных слов,например:
Надо ль раковин цветистых?
Надо ль рыбок золотистых?
Надо ль крупных жемчугов?
Вопросы:
-Сколько частей в сказке Ершова?-Три части.
-Сколько было братьев?-Три брата.
-Как звали старшего и среднего из братьев Ивана?-Данило старший,Гаврило-средний.
-Что обещала кобылица Ивану,за свободу?-Двух златогривых коней и Конька-горбунка,друга для Ивана.
-На что Иван обменял коней царю?-На два-пять шапок серебра,десять шапок серебра.
-Кем стал Иван на службе у царя.-Конюхом.
-Кто такой спальник?-Спальник-прежний конюших начальник.
-Что Иван заворачивал в три тряпицы и прятал?-Царский клад-перо Жар-птицы.
-Сколь Жар-птиц прилетело в стае?-С десятков с пять.(50)
-Кого приказал найти царь Ивану?-Жар-птицу и Царь-девицу.
-Сколько дней ехал Иван к океану?-Едут целую седмицу; в день осьмой,-через лес.Восемь дней.
-Сколько лет страдала Рыба-кит?-Десять.
-Кто отдыхает в тереме Царь-девицы?-По ночам здесь Солнце спит,А полуденной порою,Месяц входит для покою.
-Кто они для Царь -Девицы?-Месяц-отец,Солнце-мать.
-Сколько лет Царь-девице?-пятнадцать только лет.
-Что в трёх котлах,где предстоит искупаться Ивану?-В одном молоко-кипяток,в другом-студёная вода,в третьем-варённая вода.
-Что случилось в царём?-Сварился в котле.
-Что стало с Иваном?-Он стал царём и мужем Царь-девицы.
Ночлежники, привыкшие жить в своем подвале по пещерным законам, давно отвыкли от нормальных человеческих отношений. Им было просто не обойтись без Луки, который говорил: "Христос всех жалел и нам так велел."
Жалость и сострадание, бесспорно, необходимы в суровом мире действительности. Сочувствие человеку понять, что он не один, что его понимают и поддерживают окружающие. Возможно, он вновь приобретет уверенность в себе и в своих силах. А тогда ему будет легче справиться со своими проблемами. Но я считаю, что все хорошо в меру. Как каждого лекарства, жалости должно быть определенное количество. Главное - не перейти тонкую грань между пользой и явным вредом.
Лука полагал, что правдой вряд ли можно вылечить человеческую душу, можно лишь смягчить боль утешительной ложью. Он с самого начала наметил себе ложный курс. Новый обитатель ночлежки не старался заставить людей изменить что-либо в их жизни, а лишь утешал и жалел их. Лука сразу стал относиться к ночлежникам как к непоправимо потерянным людям. Разве так поступает человек, который искренне хочет Да, смертельно больной Анне нужна была лишь такая Необходимо было скрасить ей последние минуты жизни, успокоить. "Ты - с радостью помирай, без тревоги.." - говорил он умирающей. Другое ей уже не бы. Но даже с этой задачей старик не справился, и несчастная умерла в беспокойстве. Что уж говорить о "здоровых" людях! Свою "утешительную" философию он примерил и к ним. Своими сладким пилюлями Лука поселил героев в мир заблуждений и иллюзий. Пожилой странник, призывавший к терпению и примирению, еще больше воспитывал в ночлежниках слабость и не бороться. Бедные люди и до его прихода бездействовали в силу привычки, не сопротивлялись обстоятельствам. Лука же, по-моему, своим ложным гуманизмом еще больше навредил, "связав" окончательно им руки и ноги. "Ты - надейся! Ты - верь!" - внушал он им. Человек не может постоянно жить иллюзиями, и рано или поздно придется услышать горькую правду, которая "всегда поднимается над ложью, как масло над водою". Так не лучше ли как можно скорее открыть глаза на жизненные противоречия и проблемы и перейти к решительным действиям! Ведь "кто живет лишь надеждой, рискует умереть голодной смертью". Очевидно, и сам автор придерживается подобного мнения. Он выстраивает сюжетную линию пьесы так, чтобы читатели смогли разобраться в его позиции по этому вопросу и убедиться в том, что гуманизм Луки - ложный гуманизм. Философия странствующего проповедника проверяется на героях пьесы и в итоге терпит поражение. Художественное развенчание ее сопровождается развалом ночлежки: повесился Актер, Пепел попал в Сибирь на каторгу, загублена судьба Наташи...
Иначе говоря, автор больше симпатизирует теории Сатина. Ведь "ничто так не радует глаз, как правдивость; ничто так не безобразно и непримиримо с разумом, как ложь". Правда, пусть даже самая горькая, всегда должна побеждать. Я считаю, что не бывает гуманной лжи, и рано или поздно она принесет вред тому, кто верит в это заблуждение. А ложь - чистейшее проявление неуважения к человеку. Уважать же человека надо всегда; кем бы он ни был, он прежде всего человек. В этом я, безусловно, соглашусь с Константином Сатиным.
Но к сожалению, одной лишь теории бывшего телеграфиста тоже оказалось недостаточно. Он тоже ничего не смог изменить ни в своей жизни, ни в жизни других обитателей "дна И, возможно, проблема здесь не в правильности теорий, а в самих людях, которые с Лукой или без него, с Сатиным или без, так и не поднялись бы со "дна". Большая часть того, чего мы добиваемся в жизни, зависит от нас самих.
Проблема истинного и ложного гуманизма не решается раз и навсегда. Время не стоит на месте, меняются обстоятельства жизни, меняются люди. Каждое последующие поколение решает для себя эту проблему в соответствии с нравственными идеалами времени. Поэтому пьеса Горького актуальна во все времена, и сейчас можно говорить о современности спора о гуманизме.