Федор Михайлович задумал написать роман о “положительно прекрасном человеке”, и это была очень сложная работа, за которую Достоевский боялся взяться, так как “идеал... еще далеко не выработался”. Это делает роман более интересным. Герой романа князь Мышкин — “князь Христос”, выросший вдали от света и даже не предполагающий, насколько антигуманно, эгоистично и замкнуто светское общество. Судьба князя во многом сходна с судьбой Иисуса Христа. Князь Мышкин доверчиво и открыто идет к людям, надеясь им в несчастьях, облегчить жизнь. Князь ясно видит внутренний мир любого человека. У Епанчиных он смотрит на портрет женщины и определяет, что лицо ее отражает глубокое внутреннее страдание. Эта женщина — Настасья Филипповна, натура глубокая, страстная, неординарная и страдающая. Она унижена Тоцким, который содержал ее. И вот теперь ею хотят торговать, как вещью. Однако она находит в себе силы противостоять Тоцкому и даже запугать его. Князь появляется в тот момент, когда Настасья Филипповна, испытывая боль и оскорбление от унизительных торгов, решает бросить всем вызов, шокирует общество своим поведением. Главная беда общества, в которое попадает князь Мышкин, — это всеобщая разобщенность. Связующую мысль хочет внести князь. Но это ему не удается — скорее наоборот, желая примирить людей, он разъединяет их своим посредничеством и еще больше ссорит. Своим появлением герой как бы усиливает борьбу между добром и злом, происходящую в душах людей. Настасья Филипповна переходит от мечты о чистой и праведной жизни к страданию от невозможности ее осуществить. Мировоззрение и отношение к людям Рогожина также меняются: сначала он братается с князем, но уже вскоре хочет его убить, а затем опять считает его лучшим другом. Ганя Иволгин преображается, на мой взгляд, в “правильном направлении”: сначала хочет жениться на Настасье Филипповне ради денег, затем находит в себе силы отказаться от них. Ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения. Герои романа, общаясь с князем Мышкиным, обнаруживают то высокое, что когда-то было в каждом из них и что оказалось загубленным жизнью. Он пытается пробудить в них светлые чувства и им преодолеть те отрицательные черты, которые издавна присущи светскому, да и не только, обществу. Князю Мышкину не удается Настасью Филипповну, но он пробуждает душу девушки, которая его полюбила, — Аглаи, доводит ее до человечности. Лев Николаевич смог Аглае Епанчиной понять причину ее беспокойства, капризов и разногласий с родителями: это было стихийное, юное стремление к идеалу, осмыслению жизни. Девушка видит в князе идеального человека, недаром она читает стихотворение Пушкина о бедном рыцаре. Аглая не только читает, но и комментирует: здесь изображен человек иметь идеал и отдать за него жизнь. Мне кажется излишним говорить об актуальности этого произведения, потому что общество очень мало изменилось за время с момента написания этого романа. Такие произведения людям приобрести хоть малую долю тех положительных качеств, которыми обладал князь Мышкин.
Одной из основных тем «Капитанской дочки» является тема чести и долга. С того или иного ракурса эта тема раскрывается в каждом из образов. Провожая своего ребенка Петра, старший Гринев дает ему напутствие при любых обстоятельствах оставаться человеком чести. Так, младший Гринев не раз подтверждает тот факт, что он останется благородным человеком при любых обстоятельствах. Когда Гринев проиграл в карты, то Савельич говорит ему о том, что можно долг и не отдавать. Несмотря ни на какие уговоры, Петр все же возвращает немалую сумму. Кроме того, неизменными остаются идеалы Петра и во время восстания и в отношении к Марии. Противоположное понятие о чести складывается у Швабрина. Он с легкостью изменяет свою позицию и переходит на сторону Пугачева, становясь его угодником. Он – настоящий льстец. Отвратительно ведет себя Швабрин и по отношению к Маше. Девушку, к которой питает чувства, он морит голодом. Она по сути становится его пленницей. Такое поведение характеризует его как абсолютно бесчестного человека. Понятие чести характерно и для другого героя произведения – Емельяна Пугачева. Несмотря на то, что Гринев, по сути, является его врагом, он милует его, оставляя в живых. Ведь Пугачев помнит чужую милость и благодарит за нее. Таким образом, основной темой произведения является тема чести. Не зря Александр Сергеевич сказал, что вырабатывать это качество в себе необходимо с юных лет.
Главная беда общества, в которое попадает князь Мышкин, — это всеобщая разобщенность. Связующую мысль хочет внести князь. Но это ему не удается — скорее наоборот, желая примирить людей, он разъединяет их своим посредничеством и еще больше ссорит. Своим появлением герой как бы усиливает борьбу между добром и злом, происходящую в душах людей. Настасья Филипповна переходит от мечты о чистой и праведной жизни к страданию от невозможности ее осуществить. Мировоззрение и отношение к людям Рогожина также меняются: сначала он братается с князем, но уже вскоре хочет его убить, а затем опять считает его лучшим другом. Ганя Иволгин преображается, на мой взгляд, в “правильном направлении”: сначала хочет жениться на Настасье Филипповне ради денег, затем находит в себе силы отказаться от них. Ничтожный, жалкий и смешной Лебедев вдруг осознает низость своего падения.
Герои романа, общаясь с князем Мышкиным, обнаруживают то высокое, что когда-то было в каждом из них и что оказалось загубленным жизнью. Он пытается пробудить в них светлые чувства и им преодолеть те отрицательные черты, которые издавна присущи светскому, да и не только, обществу. Князю Мышкину не удается Настасью Филипповну, но он пробуждает душу девушки, которая его полюбила, — Аглаи, доводит ее до человечности. Лев Николаевич смог Аглае Епанчиной понять причину ее беспокойства, капризов и разногласий с родителями: это было стихийное, юное стремление к идеалу, осмыслению жизни. Девушка видит в князе идеального человека, недаром она читает стихотворение Пушкина о бедном рыцаре. Аглая не только читает, но и комментирует: здесь изображен человек иметь идеал и отдать за него жизнь.
Мне кажется излишним говорить об актуальности этого произведения, потому что общество очень мало изменилось за время с момента написания этого романа. Такие произведения людям приобрести хоть малую долю тех положительных качеств, которыми обладал князь Мышкин.
Противоположное понятие о чести складывается у Швабрина. Он с легкостью изменяет свою позицию и переходит на сторону Пугачева, становясь его угодником. Он – настоящий льстец. Отвратительно ведет себя Швабрин и по отношению к Маше. Девушку, к которой питает чувства, он морит голодом. Она по сути становится его пленницей. Такое поведение характеризует его как абсолютно бесчестного человека. Понятие чести характерно и для другого героя произведения – Емельяна Пугачева. Несмотря на то, что Гринев, по сути, является его врагом, он милует его, оставляя в живых. Ведь Пугачев помнит чужую милость и благодарит за нее. Таким образом, основной темой произведения является тема чести. Не зря Александр Сергеевич сказал, что вырабатывать это качество в себе необходимо с юных лет.