Распределите героев в таблице по их принадлежности к тому или иному типу литературного героя. Перечислите через запятую порядковый номер героя А) «маленький человек»
Б) «лишний человек»
В) «новый человек»
1. Акакий Акакиевич («Шинель» Н.В.Гоголь)
2. Мармеладов («Преступление и наказание» Ф.Достоевского)
3. Евгений («Медный всадник» А.С.Пушкина)
4. Е.Онегин « Евгений Онегин» А.С.Пушкина)
5. Г.Печорин («Герой нашего времени» М.Ю.Лермонтова)
6. А.Чацкий (« Горе от ума» А. Грибоедова)
7. И.Обломов («Обломов» И.Гончарова)
8. Е.Базаров (« Отцы и дети» И.Тургенева)
9. Гамлет (« Гамлет Щигровского уезда» И.Тургенева
10. М.Бальзаминов («Женитьба Бальзаминова» А.Н.Островского)
Штольц старше Ольги на 10 лет и смотрит на нее, как на ребенка: "...Штольц тоже любовался ею бескорыстно, как чудесным созданием, с благоухающею свежестью ума и чувств. ... Там она часто видится со Штольцем и сближается с ним: "...Полгода прожили Ильинские в Париже: Штольц был ежедневным и единственным их собеседником и путеводителем..."
5. . Штольц предложил Ольге выйти за него замуж. Та в волнении сказала, что пока не может, но была счастлива. Счастлив был и Штольц.
6. за измену.
7. говорится об Обломове.
Интересно, что инициатором откровенных бесед «по душам» с героем становится Анна Сергеевна. Она упорно добивается того, чтобы Базаров открыл ей душу, рассказал о своих планах на будущее, о своих чувствах, впечатлениях. Мы замечаем, что больше всего ее интересует, какое впечатление она произвела на Евгения Васильевича.
Чем это объясняется? Самолюбием красивой женщины, ищущей подтверждение своей прелести? Конечно, и этим тоже. Но, на мой взгляд, не только этим. Одинцова и сама испытывает большую симпатию к Базарову, если не сказать больше – она влюблена в героя. И путем долгих уловок эта женщина «выуживает» признание Базарова в его чувствах к ней: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились».
Но чего эти простые слова стоили Евгению Васильевичу! Тургенев описывает состояние своего героя: «Базаров уперся лбом в стекло окна. Он задыхался; все тело его видимо трепетало. Но это было не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания овладел им: это страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей...»
Важным здесь мне кажется упоминание злобы. Почему герой злился, на кого? Я думаю, что на Одинцову и на самого себя, в первую очередь. Ведь что значит любовь для Базарова-нигилиста? Он отрицал это чувство, считал его уделом изнеженных, никчемных аристократов. О себе Базаров был другого мнения: он, сильный управлять своей жизнью, никогда ничего подобного не будет испытывать. Потому что любовь делает человека жалким, да и вообще, этого возвышенного чувства не существует в природе. Есть лишь зов плоти, физиология.
А теперь Базаров убедился, что и он подвержен «этой болезни». Его влюбленность обозначает полный крах его теории, полное разочарование в себе самом. Любовь к Одинцовой – настоящая трагедия для героя, которая усиливается тем, что Одинцова никогда не решится на взаимные чувства.
Мы понимаем, что эта женщина влюблена в Базарова. Автор отдельными штрихами показывает нам это: «Или?» - произнесла она вдруг, и остановилась, и тряхнула кудрями... Она увидала себя в зеркале; ее назад закинутая голова с таинственною улыбкой
на полузакрытых, полураскрытых глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась...» Но Одинцова решает, что «спокойствие все-таки лучше всего на свете», и отказывается от своих чувств.
Таким образом, 18 глава романа «Отцы и дети» является одним из важнейших эпизодов всего произведения. Она представляет собой сцену объяснения в любви Базарова и Одинцовой, раскрывает отношение обоих к своему чувству, показывает, насколько поворотным и значимым становится это признание для главного героя романа.
Можно сказать, что в данном эпизоде Базаров предстает совсем другим человеком -здесь раскрывается весь драматизм его положения, четко обозначается трагизм дальнейшей судьбы героя.