распутин вспоминаю свою учительницу говорит об искренности подчеркивают что ей не было свойственно ханжество. Встреча ли вы в литературе ханжи ? А в жизне приходилось ли вам встретиться с человеком который поступает жестоко а говорит доброте ? Можетли такой человек остатся в доброй памяти ? А каких людей ты вспоминаешь с теплотой и почему ?
i. вступительное слово учителя.
рассказ «кавказский пленник был написан л.н. толстым в 1872 году. толстой любил этот рассказ, считал его одним из лучших. в рассказе два героя, но рассказ назван «кавказский пленник», а не «пленники». так автор подчеркивает разницу между жилиным и костылиным.
ii. постановка целей урока
сегодня на уроке мы с вами будем вести речь об этих героях тема урока: «жилин и костылин: разные судьбы»
оба героя - офицеры, попали в плен к татарам, оба вернулись из плена. можно ли говорить о том, что у них разные судьбы?
(высказывания учащихся)
для того, чтобы аргументировано ответить на поставленный вопрос, мы должны с вами на материале рассказа сравнить двух героев, выяснить какими чертами характера они , как каждый из них ведет себя в различных ситуациях.
эпиграфом к нашему уроку я взяла слова л. н. толстого: «человек сам отвечает за свою судьбу»
а каждый из вас должен решить сегодня для себя еще одну : зависит ли судьба человека от его поступков?
iii. работа с текстом
знакомство жилина с костылиным.
как познакомились жилин и костылин? (сжатый пересказ)
найдите в тексте описание внешности героев (работа с текстом).
почему они решили ехать вместе впереди обоза? (выборочный пересказ).
составление плана сравнительной характеристики
- как вели себя жилин и костылин во время нападения татар? (ответы учащихся)
жилин: пытается уйти от погони, надеется на товарища, «не же живой! », до последнего сражается с татарами
костылин: не думает жилину, даже не пытается отпугнуть татар, трусливо сбегает (слайд №5)
запись в тетради основных кратких выводов.
- жизнь в плену:
1. как жили в плену жилин и костылин? чем отличалась их жизнь в течение месяца плена в стане врага?
2. как относятся татары в первые дни плена к жилину и костылину и почему?
3. правы ли горцы, называя жилина «джигит» и костылина «смирный»? объясните причину такой разницы.
4. чем в этот период интересна жизнь жилина и жизнь костылина?
- сравнительная характеристика героев
- вывод: жилин, в отличие от костылина, деятельный человек. в трудной ситуации не теряет силы духа. все старания прилагает к тому, чтобы выбраться из аула, совершить побег. все его поступки и дела подчинены одной цели – освобождению.
костылин же пассивен, ленив, бездеятелен, не умеет приспособиться к ситуации
первый побег (чтение по ролям)
жилин
знает дорогу, ведет за собой товарища.
костылину. «бросать товарища не годится».
костылин
постоянно жалуется на боль, усталость, говорит, что не может идти дальше.
выдает себя и жилина (громко вскрикивает от боли)
второй побег - результат жизнестойкости и жизнелюбия жилина (аналитический пересказ)
жилин.
постоянно думает о вольном житье;
уговаривает дину ему;
шел всю ночь в колодке, выбился из сил, но отдохнуть себе не позволил;
не стал дожидаться , когда его заметили татары, сам побежал навстречу казакам
костылин
отказывается от побега
не может превозмочь свою боль
прекращает бороться: «уже мне, видно, отсюда не выйти»
вывод. из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, чтокостылин оказался не товарищем жилину, а обузой в дороге.
в одинаковых условиях жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а костылин лишен всех этих качеств
iv. написание плана сочинения
1. вступление. почему так по-разному сложились судьбы героев?
2. основная часть.
-разница в характерах в сцене нападения татар.
-«джигит» жилин и «смирный» костылин в сцене выкупа.
-активная жизнь жилина и пассивная костылина в плену.
- и духовная слабость костылина и забота о товарище, стойкость жилина во время первого побега.
-побег жилина - результат жизнестойкости и жизнелюбия героя.
3. вывод. человек (по л.н. толстому) сам отвечает за свою судьбу.
v. итог урока
учащиеся приходят к выводу, что л.н. толстой в своем рассказе о войне показал, что жизнь зависит от характера, от того выбора, который человек всегда делает сам.
костылин и в плену, и при побеге оказался не соратником жилина, а обузой. еще до плена можно догадаться, что ведут себя герои по-разному. в одних и тех же условиях один герой проявляет стойкость, мужество, волю, находчивость, активно борется, а другой только страдает, проявляет эгоизм, плохо переносит усталость, боль, бездействует.
подобный тип поведения можно наблюдать и в нашей жизни, от этого зависит судьба человека. наша судьба в наших руках.
vi. рефлексия выберите смайлик, который отражает ваше настроение в конце урока.
vii. написать сочинение на тему «жилин и костылин: две разные судьбы».
работа с терминами
2.: какие пословицы применимы к содержанию прочитанного?
1. нет друга – ищи, а нашел – береги.
2. друга на деньги не купишь.
3. дружба дружбе рознь, а иную хоть брось.
4. иноходец в пути не товарищ.
5. двум шпагам в одних ножнах не ужиться. (лишняя пословица.)