Рассказ Бунина « Иоанн Рыдалец»
Во Зачем писателю в начале рассказа понадобилось
показывать поезд на станции
Грешное и его пассажиров? Что это за люди? Как, какими
красками рисует Бунин
их портрет? Какие определения вы бы дали поезду, жизни в
нём и станции,
окружающему пейзажу, мужику, смотрящему на поезд.
Почему так разнятся
определения станции и поезда?
2.Кто такие юродивые? Какое на Руси к ним было
отношение? Почему?
Юродивый ли Иоанн Рыдалец? Чего он хочет? В чём смысл
постоянно
повторяемых им слов: "Дай мне удовольствие"?
З.В чём смысл противостояния юродивого и князя?
Что заставляло Рыдальца, несмотря на то, что был он
неоднократно бит, вновь и
вновь приходит к князю?
4 Чем объясняется удивившее всех решение князя о том,
Чтобы похоронили его
рядом с Иоанном Рыдальцем? К каким выводам приходит
Князь в конце жизни?
ПЛЕЕЕЗ
1. Рождение слепого мальчика Петра в семье богатых деревенских помещиков Попельских. Воспитание дядей Максимом Яценко. Весной мальчик испытывает волнение от любых звуков и не справляется с их восприятием. Мама и дядя стараются ему в этом.
2. Появление интереса к музыке. Любовь к музыке привил конюх Иохим. Мальчик учится у него игре на дудке, и, в дальнейшем, благодаря усилиям матери осваивает фортепиано.
3. Первая дружба. Девочка Эвелина - ровесница Петра. Ее не пугает слепота, она наоборот испытывает к нему жалость. Вместе посещают уроки дяди Максима. Дружба со временем только крепчает и появляется желание создать семью.
4. Петр осознает, что чего-то добиться в жизни. Когда начал играть на фортепьяно перед гостями, все были потрясены его талантом.
5. Петр узнает, что помимо него есть еще слепые. Он знакомится в монастыре с послушником Егорием и звонарем Романом. Один озлоблен, а другой - добрый. Это меняет мировоззрение Петра. Он чувствует себя несчастным, испытывает злость.
6. Петр в тайне от матери вместе с нищими слепцами отправляется в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.
7. Возвращение в усадьбу. Гнев матери и ее прощение. Затем женитьба на Эвелине и рождение ребенка. Опасение Петра, что ребенок будет слеп. Но сын родился зрячим, что приводит Петра в восторг и ему кажется, что он тоже на некоторое время перестал быть слепым.
8. Петр становится известен своим музыкальным талантом. Многие приходят послушать слепого музыканта, о судьбе которого ходят легенды. Дядя Максим, видя успехи Петра и улавливая в музыке ощущение жизни приходит к мысли, что был полезен и свою жизнь прожил не зря.
Н. В. Гоголь в своей знаменитой поэме «Мертвые души» ярко изобразил действительность России первой половины 19 века. В произведении мы можем увидеть быт, характеры и нравы совершенно разных слоев общества: чиновников, помещиков и крепостных крестьян. Особенный акцент автор делал на помещиках, показав в поэме пять представителей данного сословия, которые имеют разные внешние и внутренние черты.
Первым помещиком, которого посетил главный герой произведения -Чичиков, был Манилов. За своим поместьем герой не следит, поэтому оно находится не в самом лучшем состоянии:
«…Хозяйством нельзя сказать чтобы он занимался, он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою…».
Манилов живет лишь мечтами о том, как отстроит новые красивые здания, но этим замыслам никогда не удастся сбыться. К своим крестьянам он хорошо относится, не притесняя их. Они такие же ленивые, как и их хозяин. Главный порок Манилова – праздность. Он хоть и является приятным и гостеприимным человеком, но его бездеятельность, слащавость и апатия быстро наскучивают другим.
После Манилова Чичиков случайно встречается с Коробочкой. У нее не очень большое хозяйство, но помещица держит его под полным контролем. Она явно не страдает от безденежья, но очень любит прибедняться. Коробочка весьма зажиточна, она — хорошая и трудолюбивая хозяйка:
«…одна из тех матушек, небольших помещиц, которые плачутся на неурожаи, убытки и держат голову несколько набок, а между тем набирают понемногу деньжонок в пестрядевые мешочки, размещенные по ящикам комодов…».
Она постоянно боится продешевить, даже при покупке мертвых душ. В ее ограниченности, жадности и зацикленности на бытовых аспектах жизни автор видит главные недостатки, присущие почти всем женщинам того времени.
Следующим в очереди помещиков стоит Ноздрев. Он «разбитной малый» «…неугомонной юркости и бойкости характера…». Любитель повеселиться: выпить, посещать балы и праздники, играть в карты. Стоит упомянуть, что герой также скандалист и лгун, очень вспыльчив, несдержан и груб, любитель «нагадить ближнему, причем вовсе без всякой причины». Все его силы уходят на кутеж, времени на занятие поместьем и крестьянами у него не остается. Не сильно интересуется Ноздрев и своими двумя детьми, которые рано остались без матери. По-настоящему заботят героя только его собаки, которых он любит больше, чем кого-либо.
После Чичиков следует к Собакевичу, которого главный герой сравнивает с медведем. Ему за 40, он неуклюжий и неделикатный, груб и слишком прямолинеен. Несмотря на это, Собакевич — добротный хозяин. Усадьба его хоть и безвкусно, но хорошо обустроена и обставлена. С крестьянами герой работает наравне, крепостные живут в хороших условиях. Самой главной его отрицательной чертой является стремление к наживе. Предложение о покупке мертвых душ его нисколько не смущает, для него главное — взять как можно больше от сделки.
Последний помещик – Плюшкин. Пожилой и одинокий мужчина. Невероятно скупой и бережливый: «…Такой скряга, какого вообразить трудно…». Хоть он и очень богат, но выглядит как самый настоящий нищий:
«…восемьсот душ имеет, а живет и обедает хуже моего пастуха!..».
Из-за своего скряжничества Плюшкин запустил поместье, не желая тратить на него деньги. Крестьяне его также находятся в плохом состоянии, ходят в обносках, живут в старых и хилых избах, страдают от голода и холода. Еще очень ярко показывает скупость героя тот факт, что все сделанное крестьянами он не хочет продавать, поэтому все, что производят его крепостные, просто гниет на складе.
Н. В. Гоголь в поэме мастерски изобразил образы помещиков, которых вполне можно было встретить во времена жизни писателя. Он обличил их пороки, показал, как власть и деньги могут испортить людей. Многие из имен этих героев не зря стали нарицательными. «Мертвыми душами» в произведении на самом деле оказались не умершие крестьяне, а их хозяева, которые утратили свои души в праздности, пресыщенности и безответственности дворянского сословия.