стародум - центральный персонаж комедии д.и. фонвизина «недоросль» (1781). по амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. он олицетворяет авторскую линию сюжета «недоросля»: своеобразную исповедь, переходящую в нравственную заповедь. отец
стародума, служивший петру великому, внушил своему подрастающему сыну правило: «имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время». стародум убежден, что истинное воспитание состоит в воспитании души. «невежда без души - зверь», - говорит он, объясняя целый ряд странностей, свойственных
простаковой, скотинину, митрофанушке.
покинув военную службу, стародум оказывается при дворе, где ощущает себя посторонним, поскольку правила и обычаи придворной среды чужды его жизненной философии. «я отстал от двора без деревень, без ленты, без чинов, да < > принес домой
неповрежденной мою душу, мою честь». поездка в сибирь позволила дядюшке софьи заработать деньги, достаточные, чтобы наделить племянницу состоянием. стародум добился независимого положения в обществе, оставаясь частным лицом. для просветительского сознания фонвизина - это драма, поскольку гражданское
служение государству считалось основной обязанностью и привилегией каждого достойного человека.
государству, если исходить из сюжета «недоросля», люди, подобные стародуму, не нужны, оно отличает лишь «случайных», т.е. попавших в случай «любимцев». не поощряя достойных, государство дает
власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только , но и владеть человеческими душами. хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя - все в жизни, изображенной фонвизиным, утратило собственное
место. на замечание правдива о необходимости лечения такого общества стародум отвечает: «тщетно звать врача к больным неисцельно».
рассуждения стародума об истинных ценностях жизни написаны фонвизиным в эпоху, когда сами эти ценности с большим трудом проникали в реальную жизнь
малообразованного, но уже привилегированного сословия, каким было в это время дворянство, получившее права вольности. мысль в.о. ключевского о том, что образцы добродетели фонвизин-ских сюжетов «сидели в наполненных крепостными людьми усадьбах многочисленных господ простаковых», обнажает драматизм
ситуации, изображенной фонвизиным.
пьеса «недоросль» в первый раз была поставлена в театре на царицыном лугу в бенефис и.а. дмитревского, сыгравшего в спектакле роль стародума
" понял одну нехитрую истину. она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. новая душа будет у него и новая
у тебя. когда начальник тюрьмы сам выпустит заключённого, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везёт, — тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. но есть не меньшие чудеса: улыбка,
веселье, прощение, и — вовремя сказанное, нужное слово". (с) "алые паруса".
стародум - центральный персонаж комедии д.и. фонвизина «недоросль» (1781). по амплуа это персонаж-резонер, значимый не столько действиями, сколько речами и наставлениями. он олицетворяет авторскую линию сюжета «недоросля»: своеобразную исповедь, переходящую в нравственную заповедь. отец
стародума, служивший петру великому, внушил своему подрастающему сыну правило: «имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время». стародум убежден, что истинное воспитание состоит в воспитании души. «невежда без души - зверь», - говорит он, объясняя целый ряд странностей, свойственных
простаковой, скотинину, митрофанушке.
покинув военную службу, стародум оказывается при дворе, где ощущает себя посторонним, поскольку правила и обычаи придворной среды чужды его жизненной философии. «я отстал от двора без деревень, без ленты, без чинов, да < > принес домой
неповрежденной мою душу, мою честь». поездка в сибирь позволила дядюшке софьи заработать деньги, достаточные, чтобы наделить племянницу состоянием. стародум добился независимого положения в обществе, оставаясь частным лицом. для просветительского сознания фонвизина - это драма, поскольку гражданское
служение государству считалось основной обязанностью и привилегией каждого достойного человека.
государству, если исходить из сюжета «недоросля», люди, подобные стародуму, не нужны, оно отличает лишь «случайных», т.е. попавших в случай «любимцев». не поощряя достойных, государство дает
власть простаковым и скотининым, уверенным, что они имеют право не только , но и владеть человеческими душами. хозяева, господствующие не по праву, дворяне, не достойные быть дворянами, «случайные» государственные мужи, самозваные учителя - все в жизни, изображенной фонвизиным, утратило собственное
место. на замечание правдива о необходимости лечения такого общества стародум отвечает: «тщетно звать врача к больным неисцельно».
рассуждения стародума об истинных ценностях жизни написаны фонвизиным в эпоху, когда сами эти ценности с большим трудом проникали в реальную жизнь
малообразованного, но уже привилегированного сословия, каким было в это время дворянство, получившее права вольности. мысль в.о. ключевского о том, что образцы добродетели фонвизин-ских сюжетов «сидели в наполненных крепостными людьми усадьбах многочисленных господ простаковых», обнажает драматизм
ситуации, изображенной фонвизиным.
пьеса «недоросль» в первый раз была поставлена в театре на царицыном лугу в бенефис и.а. дмитревского, сыгравшего в спектакле роль стародума
" понял одну нехитрую истину. она в том, чтобы делать так называемые чудеса своими руками. когда для человека главное — получать дражайший пятак, легко дать этот пятак, но, когда душа таит зерно пламенного растения — чуда, сделай ему это чудо, если ты в состоянии. новая душа будет у него и новая
у тебя. когда начальник тюрьмы сам выпустит заключённого, когда миллиардер подарит писцу виллу, опереточную певицу и сейф, а жокей хоть раз попридержит лошадь ради другого коня, которому не везёт, — тогда все поймут, как это приятно, как невыразимо чудесно. но есть не меньшие чудеса: улыбка,
веселье, прощение, и — вовремя сказанное, нужное слово". (с) "алые паруса".