Рассказ " чудесный доктор" 1). К какому православному празднику приурочен рассказ?
2). От какого слова произошло слово "чудесный" и что оно означает?
3). Как автор описывает атмосферу праздничного вечера?
4). Как выглядят улицы, витрины магазинов, какая музыка звучит?
5). Какими словами автор описывает нищенское положение семьи Мерцаловых?
6). Почему глава семьи подумывал о самоубийстве?
7). Как выглядел заснеженный сад?
8). Что толкнуло Мерцалова на откровенность с незнакомцем?
9). Какое чудо совершил доктор?
10). Почему доктор не захотел назвать свое имя?
11). Как изменилась жизнь семьи после посещения доктора?
12). Должен ли человек верить людям? Почему?
13). Как пояснить значение слов "милосердие", "бескорыстие", "сострадание"?
14). Как можно пояснить слова Пирогова: "...главное – не падайте никогда духом"?
олицетворе́ние (прозопопея) , вид метафоры, перенесение свойств одушевлённых предметов на неодушевлённые («Её сиделка — тишина...» , А. А. Блок) .
олицетворе́ние, персонифика́ция, присущее мифопоэтическому сознанию свойство перенесения на неодушевлённые вещи и явления черт живых существ: человеческих (антро антропопатизм) или животных (зооморфизм) , а также наделение животных качествами человека.
В поэтическом языке О. как средство повышения выразительности используется при описании явлений неодушевлённого мира: «Прощай, свободная стихия! » (А. С. Пушкин) ; «Терек воет, дик и злобен, меж утёсистых громад, буре плач его подобен, слезы брызгами летят» (М. Ю. Лермонтов) ; «О чём ты воешь, ветр ночной, о чём так сетуешь безумно? » (Ф. И. Тютчев) , человеческих действий, чувств и отношений: «Как пахарь, битва отдыхает… » (А. С. Пушкин) и т. п. Однако если поэтические О. являются лишь метафорами, образными сравнениями, выступая как литературный приём, то в мифологических и религиозных представлениях О. — некие воображаемые реальности, служащие для своеобразного объяснения явлений природы или человеческой жизни. Здесь это не частный вид метафоры, а особый, и притом наиболее богатый содержанием вид символа. В таких символических О. обозначаемое, то есть та реальность, которая, собственно, скрывается за символами, мыслится как живое и личностное начало, а обозначающее, то есть эмпирические, данные людям в восприятии проявления этого личностного начала, условно изображается по аналогии с человеческими действиями, чувствами, мыслями и т. п. , то есть уподобляется им посредством метафористических и стилистических О. Например, Уран и Гея — личностно понимаемые стихии, отношения между которыми уподобляются человеческому бракосочетанию. Весь рассказ об их соитии и потомстве не буквален, а символичен (и благодаря этому имеет познавательный смысл) . Буквально лишь «О. первого порядка» — древнее верование в их личностные свойства. Наличие О. служит определяющим признаком любого мифологического повествования.
мета́фора (от греч. metaphorá — перенесение) , троп, перенесение свойств одного предмета (явления) на другой на основании признака, общего или сходного для обоих сопоставляемых членов («говор волн» , «бронза мускулов») .