Рассказ Е.Носова «Трудный хлеб» 1. О ком этот рассказ?
2.Какой эпизод произвел на тебя самое сильное впечатление? Почему?
3.Что удивило автора-рассказчика во время диалога с охотником?
4.Как охотник ведет себя с Чангом?
5. Продолжи фразу:
Охотник относился к Чангу … (как?)
6. В какой-то момент разговор, который вели охотник и рассказчик, оборвался. Как
тебе кажется, почему?
7. В чем был «неосторожен» рассказчик? - Видно ли было со стороны, что собака
слепа?
8. Давал ли охотник почувствовать собаке, что теперь она – неполноценный
своего хозяина?
9. Как могла сложиться жизнь Чанга, окажись он у другого хозяина?
10.Попробуй дать характеристику охотнику, раскрыть его духовные ценности,
нравственные законы, по которым живет герой.
10. Какова тема произведения?
11. Повествование в произведении ведётся от лица кого?
12.В каких словах рассказа выражается основная (главная) мысль?
13.Хозяин продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома почему?
14. В какой-то момент разговор охотника и рыбака оборвался. Как тебе
кажется, почему?
15.Как ты понимаешь смысл названия рассказа «Трудный хлеб»?
16. Важно ли, какой «хлеб» есть: трудный честно заработанный, или легкий, не
требующий от вас никакой отдачи?
17. За что можно уважать хозяина Чанга?
18. Словарная работа. Запиши определения слов: плёс, крохаль, ситник, ягдташ, сюртук.
19. ТЕСТ по рассказу Е. Носова «Трудный хлеб»
1. Осень в лесу развешивает…:
А) дождинки
Б) кормушки
В) хрустальные сети паутины
2. Какие гости прилетели с далёкого севера?
А) крохали
Б) гуси
В) рябчики
3. Как звали спаниеля?
А) Ганг
Б) Чанг
В) Манч
4. У Чанга были…:
А) короткие гладкие уши
Б) длинная рыжая шерсть
В) длинные лохматые уши
5. Охотник достал из ягдташа…:
А) убитую птицу
Б) ломоть хлеба
В) ружьё
6. При виде летящего хлеба Чанг…:
А) спокойно стоял, глядя на хозяина
Б) побежал к хозяину
В) кинулся ловить хлеб
7. Автор поймал в реке…:
А) мелкую плотву
Б) крупного карася
В) крупную плотвицу
Герои "Ранних журавлей" - школьники.Они работают в колхозе и заменяют ушедших на фронт отцов.
В повести Чингиза Айтматова "Ранние журавли" действие происходит во время войны в маленьком киргизском ауле.Главный герой-Султанмурат, мальчик четырнадцати лет, остался старшим мужчиной в семье.Его отец-на фронте.Друзья Султанмурата-Анатай и Эркинбек.
Председатель колхоза обратился к школьникам с колхозу посеять хлеб.Дети с охотой взрослым пахать землю. Они наблюдают за ранним прилетом журавлей и радуются народной примете-будет хороший урожай.
Но однажды ночью конокрады, связав детей веревками, уводят четверо лошадей.
Детям удается развязать друг другу веревки.Султанмурат на лошади бросается в погоню за ворами, его друзья бегут в аул за Конокрад выстрелом из ружья убивает лошадь Султанмурата.Учуяв запах крови, к парню приближается голодный волк. Не растерявшись,один в ночной степи,юноша снимает с лошади удила и, намотав их на руку, готовится к схватке со зверем.
Пьеса Горького «На дне» носит социально-философский характер. Все произведения Горького наделены сложной нравственной проблематикой. Но в пьесе «На дне» наиболее полно раскрываются философские проблемы, волнующие автора.
В этой пьесе Горький объединил множество теорий, мнений, предположений. Автор сделал своими героями обитателей ночлежки, людей, опустившихся в социальном и нравственном плане на самое дно. Ведь именно на самой глубине человек размышлять о вечных проблемах бытия, потому что в реальной жизни у него нет ничего.
На протяжении всей пьесы герои произведения ведут споры о важных проблемах. Именно в этом обществе рождается спор о Человеке, о смысле его жизни. Конечно же, носителями этой проблемы можно назвать всех персонажей, но особенно хотелось бы выделить троих: Бубнова, Сатина и Луку.
Позиция Бубнова – это скепсис, фатализм. Он всегда принижает человека. Бубнов жесток, не желает сохранять в себе какие-либо хорошие качества. В нем нет ни капли сострадания. На умирающей Анны вести себя потише, этот герой отвечает: «шум – смерти не помеха…» Он считает, что «все люди на земле – лишние…» С точки зрения Бубнова, именно на абсолютном дне жизни обнажается истинная сущность человека, с него слетает наслоение цивилизованной, культурной жизни: «…все слиняло, один голый человек остался». Видимо, тем самым этот герой хочет сказать о животной сущности человека.
Хрестоматийными противниками в споре о человеке принято считать Луку и Сатина. Философию обмана во имя человека в пьесе проповедует странник Лука. Его можно назвать гуманным человеком. Но что представляет собой этот гуманизм? У Луки нет веры в человека. Для него все люди одинаково ничтожны, слабы, нуждаются лишь в сострадании и утешении: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…» Думаю, не будет ошибкой предположить, что на самом деле Лука считал, что реальное положение человека изменить нельзя. Можно изменить лишь отношение человека к себе и к окружающим, изменить его сознание, самочувствие, самооценку, примирить его с жизнью.
Отсюда и утешающая ложь этого героя. Для каждого страждущего обитателя ночлежки у него находится доброе слово. Умирающей Анне Лука рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь, у Насти поддерживает веру в существование студента Гастона и его роковой любви. Пьянице Актеру Лука рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков…
Нельзя отрицать, что Лука по-своему заступается за человека, за его достоинство: «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь…» Защищая Анну, Лука говорит: «… а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…» Но все-таки в первую очередь позиция Луки в том, что человек достоин жалости. Именно жалость и ласка, по его мнению вернуть запуганному, озверевшему от страха существу человеческий вид. Это Лука подтверждает своим рассказом о встрече на даче с беглыми каторжниками: «Хорошие мужики!.. Не я их – они бы, может, убили меня… А потом – суд, да тюрьма, да Сибирь… что толку? Тюрьма – добру не научит, и Сибирь не научит… а человек – научит…»
Страннику Луке противопоставляется позиция обитателя ночлежки Сатина. Он говорит о свободном Человеке с большой буквы. Сатин считает унизительным сострадательный гуманизм Луки: «Надо уважать человека! Не жалеть… не унижать его жалостью…» Сатин осуждает и утешительную ложь: «Ложь – религия рабов и хозяев…», «Правда – бог свободного человека!».
Но романтической мечте Сатина о гордом, вольном, сильном Человеке противопоставлена реальность его жизни, его характер. Сатин – скептик. Он апатичен, пассивен в жизни. Его протест заключается в призыве к «ничегонеделанию»: «Я тебе дам один совет: ничего не делай обременяй землю!..»
Сатин не был сброшен на «дно». Он сам туда пришел и обосновался там. Ему так удобней. Он пропивает и проигрывает там свои возможности, хотя от природы наделен живым умом и мыслить. Даже встреча с Лукой не может изменить жизнь Сатина, придать ему больше активности. Этот человек продолжит сознательно губить свою жизнь, ведь он может лишь философствовать и бездействовать.
Горький поднимает в своей пьесе массу всевозможных проблем, основными из которых является проблема правды и смысла жизни. В пьесе не дано однозначного ответа на эти во Автор оставляет за читателем и зрителем право решать их, делать свой выбор.
Объяснение: