Многие писатели и поэты обращались к к старинным преданиям и легендам, чтобы на их основе создать свои произведения. Особенно интересный материал давали древнерусские летописи. Одна из летописных легенд — о смерти киевского князя Олега — легла в основу пушкинской «Песни о вещем Олеге».«Песнь...» знакомит нас с жизнью и судьбой киевского князя Олега. Ему, сильному и могущественному, покорны «и волны и суша», щит его украшает врата Царьграда; «и пращ, и стрела, и лукавый кинжал щадят победителя годы». Врагу остается только позавидовать «столь дивной» судьбе Олега.Отправляясь в поход на хазар, князь Олег встречается С кудесником, чтобы узнать у него о своей дальнейшей судьбе. Диалог, который ведут Олег и кудесник, — это диалог Власти и Мудрости. С первых же строчек становится ясно, за кем сила, могущество, власть. Олег просит кудесника не бояться его и, открыв правду, взять в награду «любого коня». ответ мудреца великому и могущественному князю вызывает уважение и восхищение:Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен; Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен.Оказывается, есть люди, которые не подвластны силе и могуществу Власти. Кудесник покоряет нас своей независимостью, бесстрашием, правдивым и свободным языком Мудрости.Он предсказывает Олегу смерть «от коня своего», и тот решает расстаться с боерым другом. Через много лет князь узнает о смерти коня и, обвиняя кудесника во лжи, жалея, что поверил его предсказанию, едет на поле, чтобы увидеть «кости коня». Как ни всесилен и могуч Олег, но Мудрость оказалась права: смерть, которую князь хотел обмануть, настигает его. Его жалит змея, выползшая из черепа коня:Как черная лента вкруг ног обвилась, И вскрикнул внезапно ужаленный князь.«Песнь о вещем Олеге» А. С. Пушкина заставляет нас задуматься о многом: в чем заключается мудрость жизни, все ли решают власть, сила и могущество ли человек изменить свою судьбу?
Со времени написания произведения ничего не изменилось - мужчины остались мужчины, а женщины - женщинами. Женщины всё так же слабы, зависимы от любви, как и раньше, несмотря на заявленное распространение эмансипации и феминизма. Мировая история и культура позволяет нам обратиться к теме женщины. Например, исследование американского учёного Джозефа Кэмпбелла по сравнительной мифологии "Тысячеликий герой" описывает лишь мужчин - их подвиги и ратный труд. Когда же Кэмпбелла спрашивали о том, а чем же занята женщина, то он отвечал: "Женщинам было не до этого - они были слишком заняты, им некогда было сидеть на месте и придумывать истории" (The women were too busy; they had too damn much to do to sit around thinking about stories). Как мне кажется, одна, другая сотня лет не смогла изменить ничего - женщина всё так же зависима, готова к любым жертвам ради любви. Она всё так же больше всех страдает при родах, измене, смерти. И не играет роли - в городской квартире, на краю утёса в деревне поза века или космическом корабле.
Мировая история и культура позволяет нам обратиться к теме женщины. Например, исследование американского учёного Джозефа Кэмпбелла по сравнительной мифологии "Тысячеликий герой" описывает лишь мужчин - их подвиги и ратный труд. Когда же Кэмпбелла спрашивали о том, а чем же занята женщина, то он отвечал: "Женщинам было не до этого - они были слишком заняты, им некогда было сидеть на месте и придумывать истории" (The women were too busy; they had too damn much to do to sit around thinking about stories).
Как мне кажется, одна, другая сотня лет не смогла изменить ничего - женщина всё так же зависима, готова к любым жертвам ради любви. Она всё так же больше всех страдает при родах, измене, смерти. И не играет роли - в городской квартире, на краю утёса в деревне поза века или космическом корабле.