Рассказ Мальчики Достоевский 1.Кому из героев было дано прозвище "Мочалка"? 2.Почему Коля Красоткин прервал дружбу с Ильюшей? 3.Какова основная мысль этой истории?
Чубарый, Гнедой и каурый Заседатель — тройка коней Чичикова
Жители города N и окрестностей: Губернатор Губернаторша Дочь губернатора Вице-губернатор Председатель палаты Полицеймейстер Почтмейстер Прокурор Манилов, помещик (имя Манилов стало нарицательным для бездеятельного мечтателя, а мечтательное и бездеятельное отношение ко всему окружающему стало называться маниловщиной) Лизонька Манилова, помещица Манилов Фемистоклюс — семилетний сын Манилова Манилов Алкид — шестилетний сын Манилова Коробочка Настасья Петровна, помещица Ноздрев, помещик Мижуев, «зять» Ноздрева Собакевич Михаил Семенович Собакевич Феодулия Ивановна, жена Собакевича Плюшкин Степан, помещик «Приятная во всех отношениях дама» «Просто приятная дама»
Тентетников (Дерпенников) Андрей Иванович, помещик, 32 года
Александр Петрович — первый директор училища
Фёдор Иванович — соответственно новый директор
енерал Бетрищев, помещик, сосед Тентетникова
Улинька — дочь Бетрищева
Петух Пётр Петрович, помещик
Алексаша и Николаша — сыновья Петра Петровича Петуха, гимназисты
Платонов Платон Михайлович
Вороной-Дрянной — помещик, деятель некоего подполья. Скудрожогло (Костанжогло, Попонжогло, Гоброжогло, Берданжогло) Константин Фёдорович, помещик около сорока лет
Жена Скудрожогло
Полковник Кошкарёв
Хлобуев Семён Семёнович (Пётр Петрович), обнищавший помещик, 40—45 лет
Платонов Василий Михайлович — помещик
Леницын Алексей Иванович — помещик, его превосходительство.
«Мертвые души» — это не только помещики и чиновники, это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Чичиков побывал в пяти помещичьих усадьбах, но это не цикл разрозненных новелл, а единое повествование, суть которой определена автором: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и Коробочка не похожи друг на друга . Однако их объединяет пустота и никчемность, которая становится чертой не только каждого из них, но принадлежностью всего уклада помещичьей жизни России. Вот почему Гоголь строит повествование по принципу усиления пошлости. Но герои «Мертвых душ» не просто духовно убогие люди. Гоголь пишет не только о людских пороках, он связывает их в поэме с социальным положением героев: не случайно их человеческая неприглядность в полной мере раскрывается тогда, когда они, «владельцы товара», решают, как поступить с «мертвыми душами»; подарить, обменять или выгодно продать. Таким образом, в главах о помещиках безобразие крепостнических порядков и нравственная несостоятельность помещиков-дворян показаны как явления одного плана.
Чиновники губернского города, по словам Собакевича: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы». Лица чиновников сливаются в какое-то безликое круглое пятно, единственным признаком «индивидуальности» становится бородавка («лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки»).
В среде помещиков и чиновников одно ничтожество сменяет другое. Но над этим сборищем «небокоптителей» возвышается образ Руси. Живое начало русской жизни, будущее страны писатель связывает с народом. Крепостное право уродует и калечит людей, но оно не в состоянии убить живую душу русского человека, которая живет и в «замашистом, бойком» русском слове, и в остром уме, и в плодах труда умелых рук. Но на страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный запах». Кучер Селифан — не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неуважай--Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: «Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»
В лирических отступлениях Гоголь создает образы беспредельной, чудесной Руси и народа-богатыря. Поэтому и заканчивается поэма образом Руси-тройки. Каким будет будущее Руси, Гоголь не знает. Но в поэме важен сам пафос этого движения, которое ассоциируется с душой русского человека.
Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она — воплощение Божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело». Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. Мир «идеальный» — мир духовности. В нем не может быть Плюшкина, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души — бессмертные человеческие души.
Чичиков Павел Иванович — бывший чиновник
Селифан — кучер Чичикова,
Петрушка — лакей Чичикова
Чубарый, Гнедой и каурый Заседатель — тройка коней Чичикова
Жители города N и окрестностей:
Губернатор
Губернаторша
Дочь губернатора
Вице-губернатор
Председатель палаты
Полицеймейстер
Почтмейстер
Прокурор
Манилов, помещик (имя Манилов стало нарицательным для бездеятельного мечтателя, а мечтательное и бездеятельное отношение ко всему окружающему стало называться маниловщиной)
Лизонька Манилова, помещица
Манилов Фемистоклюс — семилетний сын Манилова
Манилов Алкид — шестилетний сын Манилова
Коробочка Настасья Петровна, помещица
Ноздрев, помещик
Мижуев, «зять» Ноздрева
Собакевич Михаил Семенович
Собакевич Феодулия Ивановна, жена Собакевича
Плюшкин Степан, помещик
«Приятная во всех отношениях дама»
«Просто приятная дама»
Тентетников (Дерпенников) Андрей Иванович, помещик, 32 года
Александр Петрович — первый директор училища
Фёдор Иванович — соответственно новый директор
енерал Бетрищев, помещик, сосед Тентетникова
Улинька — дочь Бетрищева
Петух Пётр Петрович, помещик
Алексаша и Николаша — сыновья Петра Петровича Петуха, гимназисты
Платонов Платон Михайлович
Вороной-Дрянной — помещик, деятель некоего подполья.
Скудрожогло (Костанжогло, Попонжогло, Гоброжогло, Берданжогло) Константин Фёдорович, помещик около сорока лет
Жена Скудрожогло
Полковник Кошкарёв
Хлобуев Семён Семёнович (Пётр Петрович), обнищавший помещик, 40—45 лет
Платонов Василий Михайлович — помещик
Леницын Алексей Иванович — помещик, его превосходительство.
Чегранов — помещик.
Муразов Афанасий Васильевич, откупщик
Вишнепокромов Варвар Николаевич
Ханасарова Александра Ивановна — очень богатая старая горожанка
Юрисконсульт-философ
Генерал-губернатор, князь
«Мертвые души» — это не только помещики и чиновники, это «безответно мертвые обыватели», страшные «неподвижным холодом души своей и бесплодной пустыней сердца». Чичиков побывал в пяти помещичьих усадьбах, но это не цикл разрозненных новелл, а единое повествование, суть которой определена автором: «Один за другим следуют у меня герои один пошлее другого». На первый взгляд Манилов и Собакевич, Ноздрев и Коробочка не похожи друг на друга . Однако их объединяет пустота и никчемность, которая становится чертой не только каждого из них, но принадлежностью всего уклада помещичьей жизни России. Вот почему Гоголь строит повествование по принципу усиления пошлости.
Но герои «Мертвых душ» не просто духовно убогие люди. Гоголь пишет не только о людских пороках, он связывает их в поэме с социальным положением героев: не случайно их человеческая неприглядность в полной мере раскрывается тогда, когда они, «владельцы товара», решают, как поступить с «мертвыми душами»; подарить, обменять или выгодно продать. Таким образом, в главах о помещиках безобразие крепостнических порядков и нравственная несостоятельность помещиков-дворян показаны как явления одного плана.
Чиновники губернского города, по словам Собакевича: «Мошенник на мошеннике сидит и мошенником погоняет. Все христопродавцы». Лица чиновников сливаются в какое-то безликое круглое пятно, единственным признаком «индивидуальности» становится бородавка («лица у них были полные и круглые, на иных даже были бородавки»).
В среде помещиков и чиновников одно ничтожество сменяет другое. Но над этим сборищем «небокоптителей» возвышается образ Руси. Живое начало русской жизни, будущее страны писатель связывает с народом. Крепостное право уродует и калечит людей, но оно не в состоянии убить живую душу русского человека, которая живет и в «замашистом, бойком» русском слове, и в остром уме, и в плодах труда умелых рук.
Но на страницах поэмы крестьяне изображены далеко не в розовых красках. Лакей Петрушка спит не раздеваясь и «носит всегда с собой какой-то особенный запах». Кучер Селифан — не дурак выпить. Но именно для крестьян у Гоголя находятся и добрые слова и теплая интонация, когда он говорит, например, о Петре Неуважай--Корыто, Иване Колесо, Степане Пробке. Это все люди, о судьбе которых задумался автор и задался вопросом: «Что вы, сердечные мои, поделывали на веку своем? Как перебивались?»
В лирических отступлениях Гоголь создает образы беспредельной, чудесной Руси и народа-богатыря. Поэтому и заканчивается поэма образом Руси-тройки. Каким будет будущее Руси, Гоголь не знает. Но в поэме важен сам пафос этого движения, которое ассоциируется с душой русского человека.
Для «идеального» мира душа бессмертна, ибо она — воплощение Божественного начала в человеке. А в мире «реальном» вполне может быть «мертвая душа», потому что для него душа только то, что отличает живого человека от покойника. В эпизоде смерти прокурора окружающие догадались о том, что у него «была точно душа», лишь когда он стал «одно только бездушное тело». Этот мир безумен — он забыл о душе, а бездуховность и есть причина распада. Только с понимания этой причины может начаться возрождение Руси, возвращение утраченных идеалов, духовности, души. Мир «идеальный» — мир духовности. В нем не может быть Плюшкина, Собакевича, Ноздрева, Коробочки. В нем есть души — бессмертные человеческие души.