Этот лирический текст – отрывок из поэмы «Кому на Руси жить хорошо» Н. А. Некрасова. В нем рассказчик раскрывает тему ненастной и пасмурной весны. Эта ситуация является огромной бедой для крестьянина, ведь не будет хорошей погоды – не будет и урожая. Земля для него все, она и кормилица, и поилица. Рассказчик показывает нам различные образы, позволяющие почувствовать всю важность и трагичность происшедшего: это не только крестьяне, но и солнышко – желанное, незаменимое, и дождливые облака, ставшие уже ненавистными… Для создания этого отрывка, состоящего из восемнадцати строк, автор использовал смешанную рифму. Лирический текст написан двусложным размером, четырехстопным ямбом, придающим ему особую ритмичность и певучесть. Звучание отрывка напоминает произведения устного народного творчества. Этот лирический текст изобилует множеством изобразительных средств: это и разнообразные эпитеты: «облака дождливые», «зеленым мягким бархатом»; и метафоры: «лежит земля», « вода не убирается», «земля не убирается». В тексте присутствуют сравнения: «как дойные коровушки», «как мертвец без савана». Также есть некоторые стилистические фигуры: инверсия: «не греет землю солнышко», придающие тексту динамичность. Этот отрывок поразил меня не только необычностью построения композиции, но и используемыми выразительными средствами. Некрасов очень точно и последовательно описал каждый образ, используя оригинальные эпитеты и метафоры. Благодаря этому, мы можем ясно представить себе все, что хочет донести до нас автор.
1) Счастливые часов не наблюдают;2) Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь;3) Чтоб иметь детей, кому ума не доставало?;4) Чины людьми даются, а люди могут обмануться;5) Подписано, так с плеч долой;6) И дым Отечества нам сладок и приятен;7) Блажен, кто верует, тепло ему на свете;8) Что за комиссия, создатель, быть взрослой дочери отцом;9) Дома новы, а предрассудки стары;10) Ах, злые языки страшнее пистолета;11) Все врут календари;12) Служить бы рад, прислуживаться тошно;13) Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца;14) А судьи кто?15) К военным людям так и льнут, а потому, что патриотки;16) Шел в комнату, попал в другую;17) Ученье – вот чума, ученость – вот причина;18) Да хоть кого смутят вопросы быстрые и любопытный взгляд.