Рассказ "Никита" А. П. Платонов Вопросы и задания
5. Проследите, как меняется характер отношения маль-
чика к предметам. Найдите, прочитайте эти эпизоды.
Отметьте ключевые слова.
6. Понял ли отец Никиту и как объяснил сыну, почему
прежние предметы казались злыми?
7. В какой фразе наиболее точно, ёмко, полно проявляет-
ся главная мысль рассказа А.П. Платонова? Аргументи-
руйте свою точку зрения.
8. Как вы понимаете предложение: «Доброе солнце
по-прежнему светило на небе и глядело на него в ответ
тёплым лицом»?
9. Объясните словосочетание: буду век вековать.
10. Всё ли в рассказе А. Платонова реально, как в жиз-
ни, или есть эпизоды неправдоподобные, фантастиче-
ские? Вспомните определение фантастики. Как в этих
эпизодах проявляется характер мальчика?
11. Как вы понимаете концовку рассказа?
12*. Можно ли сравнить детское восприятие мира
и отношение древнего человека к мирозданию,
выраженное в мифах? В чём сходство и различие?
13. Составьте описание первой иллюстрации художни-
ка Л.П. Дурасова. Отметьте особенности композиции
рисунка. Почему художник на переднем плане изобразил
героя рассказа, а на заднем - Дом и солнце?
Никита был маленький мальчик пяти лет. Он жил в деревне вместе с мамой. Отец Никиты ушел на Великую Отечественную войну, когда Никита был грудным ребенком. Мать работала с утра до ночи в колхозе и получала за это не деньги, а трудодни. Когда мама уходила на работу, Никита оставался в доме один. Он ходил по дому и по двору, рассматривал вещи и растения. Он был добрым, общительным и любознательным мальчиком. Ему казалось, что каждый предмет — это тайный человек, что в бочке живет маленький человек, а на солнце живет дедушка. Постепенно Никите стало казаться, что на него смотрят незнакомые злобные лица. Особенно страшным был пень-голова. Мальчик испугался и побежал к маме через всю деревню. У околицы он уморился и заснул.
Когда он проснулся и пришел домой, то увидел дома старого солдата, который ел хлеб и пил молоко. Это вернулся с войны отец Никиты. Утром Никита сказал всем, кто жил во дворе, что домой вернулся отец. Тайные жители молчали в ответ. Никита больше не видел в предметах злой жизни. Отец разобрал инструменты и расколол на дрова старый ветхий пень. Отец сказал сыну, что это его доброта хочет всех сделать живыми, и дал ему работу: выпрямлять гвоздики. Он верил, что добрым может быть то, во что человек вложил свой труд. И отец хотел, чтобы сын вырос добрым и трудолюбивым