Центральным героем повести является бывший гусар Сильвио. «Ему было около тридцати пяти лет… Опытность давала ему… многие преимущества; к тому же его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые… умы. Какая-то таинственность окружала его судьбу; он казался русским, а носил иностранное имя… У него водились книги, большею частию военные, да романы. Он охотно давал их читать, никогда не требуя их назад; зато никогда не возвращал хозяину книги, им занятой. Главное упражнение его состояло в стрельбе из пистолета» . Его окружала какая-то тайна, и, наверное, именно она была причиной всеобщего интереса к нему.
Другой герой (автор не называет его имени) ни в чем не уступал Сильвио. Это был «молодой человек богатой и знатной фамилии» . Вот как о нем отзывается Сильвио: «Вообразите себе молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым он не знал счета и которые никогда у него не переводились, и представьте себе, какое действие должен он был произвести между нами… Я его возненавидел. Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние… Я стал искать с ним ссоры… »
Являясь центральным компонентом художественного текста, персонаж оказывается связанным с движением сюжетных линий, что приводит к динамичности образа. В начале повести подчеркивается равнодушие соперника Сильвио: «Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня…» . В финале же заметно его смятение: «Я почувствовал, как волоса стали вдруг на мне дыбом»
Мысль о мести не оставляет Сильвио. Понимание чести перевернуто для него с ног на голову: одно оскорбление не смыто кровью из-за того, что не завершена предыдущая дуэль.
В конце повести автор показывает, что все же Сильвио получил успокоение, для него было важно не убить соперника, а просто потешить свое самолюбие: «Не буду, – отвечал Сильвио, – я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести» .
Сильвио не убил своего противника, но тем не менее он восторжествовал над ним, увидел его слабость. Для него главным было не просто причинить зло обидчику, а увидеть его страх, растоптать, унизить его, показать свое превосходство. Мощь и сила его духа не только поражают своей стихийной красотой, но и страшат красотой пугающей, разрушительной. Его душа обесчеловечена гордостью. Так проявляется противоречие между понятием дворянской чести, присущим конкретному времени и определенному слою людей, и общечеловеческими ценностями.
Удовлетворяя злое чувство, Сильвио приносит горе и непричастной к конфликту жене графа. Но вслед за сценой переживаний графской четы упоминается героическая смерть героя, вечно гонимого его страстями.
Автор разрешает все конфликты неординарным, но вполне реальным ходом.
В своих произведениях А. С. Пушкин учит нас мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким нам людям.
Повесть Валентина Григорьевича Распутина «Деньги для Марии» была написана в 1967 году и принесла писателю широкую известность. Произведение является новым этапом в творчестве писателя, так как в нем автор поднял новые, до этого незатрагиваемые им проблемы. Главной темой произведения является тема человека среди людей. Различные категории рассматривает автор в своем произведении: материальные, духовные, милосердие и добро, жестокость и злость. Главной проблемой в повести «Деньги для Марии» является конфликт столкновения нравственных ценностей и материального мира. В произведении повествуется о неопытном продавце магазинчика Марии, у которой обнаружилась недостача. Тысяча рублей – по тем временам огромная сумма, к тому же в семье Марии итак был долг, взятый на постройку дома. Героиня – мать четверых детей может попасть в тюрьму, как и предыдущие продавцы этого магазина, ведь она не единственная, кого обвинили в недостаче. Героине дают шанс выплатить свой долг, но деньги нужно найти в течение пяти дней. Мысли о том, что она может сесть в тюрьму, о том, что нужно найти деньги, мучили Марию, давили на нее и ее мужа Кузьму. Мария и ее муж Кузьма – честные и добрые люди. Кузьме совестливо просить у односельчан деньги, но он все же заходил к знакомым, чтобы занять денег, но, к сожалению, все говорили, что денег у них нет. В свое время Мария сама выручила сельчан, поступив на работу в магазин, она открывала магазин в обед, продавала в долг и многим этим Но теперь, когда понадобилась ей, никто не хочет даже и думать об этом. Ситуация довольно-таки тяжелая, и никто не захотел бы оказаться на месте героини, но тем не менее всем безразлично чужое горе, никого не волнует, как семья будет выпутываться из такой беды. Огромная ответственность ложится на плечи Кузьмы, он должен не просто раздобыть нужную сумму, но и успокоить жену, детей, наладить семейную жизнь. Кузьма решается собирать «с миру по нитке» и просит в займы у знакомых, кто сколько может. Председатель отдает всю зарплату своих рабочих, кто- то вовсе не хочет давать ничего, а есть и такие, кто отдав в займы, пришел и забрал свои деньги назад. В общем Кузьма собрал чуть больше половины суммы. Последней возможностью является визит к брату, который живет хорошо. Кузьма уезжает в город. Повествование обрывается на моменте, когда Кузьма стоит на пороге у дома брата. В.Распутин поставил нас в необычное положение, мы сами должны понять, получится ли у Марии достанет ли Кузьма деньги. Писатель задается вопросом почему чужая беда не трогает практически никого? Ведь любой, кто бы оказался в такой ситуации был бы рад А сейчас, когда нужна Марии, никто даже и не хочет ей Марию и ее семью оставляют погибать из-за денег! Писатель призывает нас бороться со своим равнодушием по мере возможности нуждающимся, ведь кто знает, на их месте уже завтра можем оказаться и мы или кто-то из наших близких.
Другой герой (автор не называет его имени) ни в чем не уступал Сильвио. Это был «молодой человек богатой и знатной фамилии» . Вот как о нем отзывается Сильвио: «Вообразите себе молодость, ум, красоту, веселость самую бешеную, храбрость самую беспечную, громкое имя, деньги, которым он не знал счета и которые никогда у него не переводились, и представьте себе, какое действие должен он был произвести между нами… Я его возненавидел. Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние… Я стал искать с ним ссоры… »
Являясь центральным компонентом художественного текста, персонаж оказывается связанным с движением сюжетных линий, что приводит к динамичности образа. В начале повести подчеркивается равнодушие соперника Сильвио: «Он стоял под пистолетом, выбирая из фуражки спелые черешни и выплевывая косточки, которые долетали до меня. Его равнодушие взбесило меня…» . В финале же заметно его смятение: «Я почувствовал, как волоса стали вдруг на мне дыбом»
Мысль о мести не оставляет Сильвио. Понимание чести перевернуто для него с ног на голову: одно оскорбление не смыто кровью из-за того, что не завершена предыдущая дуэль.
В конце повести автор показывает, что все же Сильвио получил успокоение, для него было важно не убить соперника, а просто потешить свое самолюбие: «Не буду, – отвечал Сильвио, – я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести» .
Сильвио не убил своего противника, но тем не менее он восторжествовал над ним, увидел его слабость. Для него главным было не просто причинить зло обидчику, а увидеть его страх, растоптать, унизить его, показать свое превосходство. Мощь и сила его духа не только поражают своей стихийной красотой, но и страшат красотой пугающей, разрушительной. Его душа обесчеловечена гордостью. Так проявляется противоречие между понятием дворянской чести, присущим конкретному времени и определенному слою людей, и общечеловеческими ценностями.
Удовлетворяя злое чувство, Сильвио приносит горе и непричастной к конфликту жене графа. Но вслед за сценой переживаний графской четы упоминается героическая смерть героя, вечно гонимого его страстями.
Автор разрешает все конфликты неординарным, но вполне реальным ходом.
В своих произведениях А. С. Пушкин учит нас мудрому отношению к жизни, благородству, терпимому отношению к окружающим и близким нам людям.
В произведении повествуется о неопытном продавце магазинчика Марии, у которой обнаружилась недостача. Тысяча рублей – по тем временам огромная сумма, к тому же в семье Марии итак был долг, взятый на постройку дома. Героиня – мать четверых детей может попасть в тюрьму, как и предыдущие продавцы этого магазина, ведь она не единственная, кого обвинили в недостаче. Героине дают шанс выплатить свой долг, но деньги нужно найти в течение пяти дней. Мысли о том, что она может сесть в тюрьму, о том, что нужно найти деньги, мучили Марию, давили на нее и ее мужа Кузьму. Мария и ее муж Кузьма – честные и добрые люди. Кузьме совестливо просить у односельчан деньги, но он все же заходил к знакомым, чтобы занять денег, но, к сожалению, все говорили, что денег у них нет. В свое время Мария сама выручила сельчан, поступив на работу в магазин, она открывала магазин в обед, продавала в долг и многим этим Но теперь, когда понадобилась ей, никто не хочет даже и думать об этом. Ситуация довольно-таки тяжелая, и никто не захотел бы оказаться на месте героини, но тем не менее всем безразлично чужое горе, никого не волнует, как семья будет выпутываться из такой беды. Огромная ответственность ложится на плечи Кузьмы, он должен не просто раздобыть нужную сумму, но и успокоить жену, детей, наладить семейную жизнь. Кузьма решается собирать «с миру по нитке» и просит в займы у знакомых, кто сколько может. Председатель отдает всю зарплату своих рабочих, кто- то вовсе не хочет давать ничего, а есть и такие, кто отдав в займы, пришел и забрал свои деньги назад. В общем Кузьма собрал чуть больше половины суммы. Последней возможностью является визит к брату, который живет хорошо. Кузьма уезжает в город.
Повествование обрывается на моменте, когда Кузьма стоит на пороге у дома брата. В.Распутин поставил нас в необычное положение, мы сами должны понять, получится ли у Марии достанет ли Кузьма деньги.
Писатель задается вопросом почему чужая беда не трогает практически никого? Ведь любой, кто бы оказался в такой ситуации был бы рад А сейчас, когда нужна Марии, никто даже и не хочет ей Марию и ее семью оставляют погибать из-за денег! Писатель призывает нас бороться со своим равнодушием по мере возможности нуждающимся, ведь кто знает, на их месте уже завтра можем оказаться и мы или кто-то из наших близких.