РАССКАЗ «ОБИДА» Читаем и обсуждаем
1. Можно ли по названию рассказа определить его содержание?
2. Коротко передайте содержание рассказа.
3. Что показалось интересным, точно подмеченным?
4. В чём суть происшествия в магазине? Была ли причина для
обиды? Какими выглядят продавщица Роза, завотделом, покупа-
тели?
5. Почему Сашке захотелось объясниться с мужчиной в плаще?
Какова цель, каковы намерения Сашки? Разделяете ли вы его
намерения? Почему?
в основе повести а. с. пушкина «дубровский» лежит сюжет о бунте крестьян псковского помещика дубровского. автор создал произведение, которое реалистично влилось в его современность. но изначально задуманный образ главного героя получился противоречивым: владимир дубровский из романа «дубровский» – это благородный разбойник, образ которого совершенно не вяжется с нравами крепостной россии.
характеристика дубровского из романа «дубровский», с которой знакомит нас автор в начале произведения, наводит на мысль, что в будущем он превратится в эгоиста и гуляку, бестолково проживающего жизнь. владимир ничем не отличается от других молодых людей: живет на средства отца и нисколько не заботится о том, откуда они берутся. он молод и может позволить себе роскошную жизнь, игру в карты, долги и развлечения. его не интересует будущее, ведь, как и его друзья, он мечтает о богатой невесте, брак с которой решит все проблемы.
- У старинушки три сына:
Старший умный был детина,
Средний итак и сяк,
Младший вовсе был дурак…
Образ Ивана во многом схож с образом Емели из сказки «По – щучьему велению», - ведь он также любит целыми днями лежать на печи распевая песни, и ничего не делая. Окружающие зовут его Иван – дурак, - он простодушен, глуп, сам себе на уме. Но в сказке он оказывается самым честным, смелым и находчивым; он просто добросовестно и без страха стоял в карауле и поймал вора, в отличие от его братьев, которые проспали всю ночь в соломе, а под утро, возвращаясь домой, сыграли уставших, замерзших, якобы не спавших всю ночь караульщиков.
Изловив кобылицу, Иван ни слова не сказал о ней отцу и братьям: он проявил смекалку, рассказав о ней, как о дьяволе:
- Вдруг приходит дьявол сам,
С бородою и усам;
Рожа словно как у кошки,
А глаза то – что те плошки!
Вот и стал тот черт сказать
И зерно хвостом сбивать.
Зная о том, что кобылица больше не будет топтать поле, Иван поведал своему семейству о том, что он взял с дьявола обещание не топтать пшеницу целый год.
Иван трезво относится к окружающему, любое чудо воспринимать им как естественное явление, ведь его ничуть не смутила чудесная говорящая кобылица, которая впоследствии подарит ему двух красивых златогривых коней и верного друга Конька – Горбунка.
Он верно оценивает поведение других и прямо говорит им об этом. Настигая своих братьев, укравших у него коней, он кричит им:
- Стыдно, братья, воровать!
Хоть Ивана вы умнее,
Да Иван то вас честнее:
Он у вас коней не крал!
Но Иван простодушен, доверчив и наивен: братья хоть и берут его с собой в город продавать коней, но не упускают момент избавиться от него, посылая младшего брата раздобыть огонь в ночном глухом лесу, зная, что его ждет верная погибель. А Иван, выполняя их поручение, находит тем временем чудесное перо жар-птицы.
Он не стесняется высказать свое мнение, не теряет чувство собственного достоинства.
Он одинаково разговаривает как с простыми людьми, так и с самим царем:
- Чудное дело! Так и быть,
Стану, царь, тебе служить…
Только, чур, со мной не драться
И давать мне высыпаться,
А не то я был таков!
Он обращается к царю без титулов, без эпитетов, а просто к равному; соглашаясь поступая на царскую службу, Иван диктует свои условия.
Иван всюду выступает носителем лучших черт народа: честный, прямой, не падающий духом найти выход из любого положения.
Смелость, отвага, самостоятельность, честность, умение ценить дружбу Ивану преодолеть все препятствия и победить:
- Твоего ради талана
Признаем царя Ивана!