— Почему весь бред Мцыри связан с водой, влагой, утолением жажды, свежестью? Вспомните, в каких местах поэмы ее герой вспоминает о том, «как сердце билося живей» там, «где воздух свеж» , где ему было весело вдохнуть свежесть горных вод. Как с этим связаны ожидания Мцыри того, что его раны освежит сырой покров земли? Лермонтов не был из числа отъявленных шалунов, но любил иногда пошкольничать. По вечерам, когда бывали свободны от занятий, мы часто собирались вокруг рояля (который на зиму мы брали напрокат) ; на нем один из юнкеров, знавших хорошо музыку, аккомпанировал товарищам, певшим хором разные песни. Лермонтов немедленно присоединялся к поющим, прегромко запевал совсем иную песню и сбивал всех с такта; разумеется, при этом поднимался шум, хохот и нападки на Лермонтова. Певали иногда и романсы и проч. , которые для нашей забавы переделывал Лермонтов, применяя их к многим из наших юнкеров.. .
Поэма обнаруживает знакомство Л. с поэзией И. В. Гёте: в песне рыбки-русалки, манящей Мцыри безмятежностью и полным слиянием с природой, в известной степени воссоздана сюжетная ситуация стих. Гёте «Лесной царь» (1782) и «Рыбак» (1779). Образ: «И миллионом черных глаз / Смотрела ночи темнота / Сквозь ветви каждого куста» , возможно, восходит к соответств. выражению в стих. Гёте «Свидание и разлука» («Willkommen und Abschied», 1770).
функция этих образов двояка: сливаясь с главным героем в естественности порыва, они выявить непоколебимую силу его духа.
есть в нашей военной традиции одна особенность - не выставляться и не кичиться боевыми заслугами. корни этой традиции уходят в древние времена, к былинным богатырям. исконный герой наш не похож на западного рыцаря. и те только внешнее несходство рознит двух воителей. рыцарь тщеславен, любит почет и уважение. все его боевые заслуги строго ранжированы и тарифицированы - любое его военное деяние имеет цену и требует безусловного вознаграждения. наш герой скромен, и даже совершивши великий подвиг, не требует от властей даров и наград. он не тщеславен и не выставляет напоказ свою доблесть. ему, герою нашему, неуютно вблизи сановных и влиятельных лиц, но комфортно среди простых людей. а рыцарь, наоборот, любит красоваться в блистательной свите повелителя-правителя. свершивши благое и трудное дело, герой наш удаляется с поля битвы и не рыщет по полям в поисках нежданной жертвы. он вполне может обходиться без войн и военных приключений, но если зазвучит вечевой колокол и позовет боевая труба, он без излишнего промедления идет на войну и бьется с врагом, не щадя себя во имя победы. в бою герой наш преображается, стряхивает с себя все обременительное, облачается в военные доспехи и начинает жить совершенно иной жизнью. благородные устремления вытесняют все прочие, а общественный и гражданский долг становится главным и ведущим мотивом его действий. он превращается в исполина, готового ради родной отчизны сокрушить любого врага. его не пугает ни численность противника, ни его прежняя слава, ни превосходство в оружии. * этот благородный воинский тип, который рождает лишь земля . и если все прочие народы уповают на религиозный фанатизм, мощь оружия и боевой техники, надеются на талантливых военачальников, то люди, не отрицая значения оружия, техники, стратегии, тактики и талантливых военачальников, всегда делали ставку на массу войскового офицерства, которое, не гоняясь за громкими , чинно и по-деловому день за днем делами свое военное дело и тем самым создавали основу для громких побед. без этой повседневной боевой работы, в которой ковались и закалялись характеры, оттачивалось мастерство, завоевывались высотки местного значения, не могло быть прорывов и наступлений, которые вели в последующем к решительным над врагом. * в романе "война и мир" л.н. толстого много персонажей, но, на мой взгляд, там есть единственный настоящий герой - это артиллерийский капитан тушин. князь андрей болконский - это, по понятиям писателя, тоже герой. по моим же понятиям, он не идет ни в какое сравнение с названным капитаном. однако, развитие данной темы не входить в канву моего предисловия, а представляет собой предмет особого разговора. * обратимся теперь к фрагменту "войны и мира", чтобы понять и осмыслить тот тип армейского офицера, на котором держится вся система войны.
Лермонтов не был из числа отъявленных шалунов, но любил иногда пошкольничать. По вечерам, когда бывали свободны от занятий, мы часто собирались вокруг рояля (который на зиму мы брали напрокат) ; на нем один из юнкеров, знавших хорошо музыку, аккомпанировал товарищам, певшим хором разные песни. Лермонтов немедленно присоединялся к поющим, прегромко запевал совсем иную песню и сбивал всех с такта; разумеется, при этом поднимался шум, хохот и нападки на Лермонтова. Певали иногда и романсы и проч. , которые для нашей забавы переделывал Лермонтов, применяя их к многим из наших юнкеров.. .
Поэма обнаруживает знакомство Л. с поэзией И. В. Гёте: в песне рыбки-русалки, манящей Мцыри безмятежностью и полным слиянием с природой, в известной степени воссоздана сюжетная ситуация стих. Гёте «Лесной царь» (1782) и «Рыбак» (1779). Образ: «И миллионом черных глаз / Смотрела ночи темнота / Сквозь ветви каждого куста» , возможно, восходит к соответств. выражению в стих. Гёте «Свидание и разлука» («Willkommen und Abschied», 1770).
функция этих образов двояка: сливаясь с главным героем в естественности порыва, они выявить непоколебимую силу его духа.