Тема нравственного выбора звучит в рассказе Т. Н. Толстой "Соня". Основу сюжета составляет история о двух противоположных по характеру и отношению к жизни женщинах, представления и ценности которых, тем не менее, не прямолинейно-однозначны. Эволюция образов и духовных качеств героинь позволяет рассмотреть ситуацию морального выбора с нескольких сторон.
Одним из главных действующих лиц рассказа становится Ада Адольфовна, духовные характеристики которой прописаны предельно четко: она красива, сильна, "по-змеиному" элегантна и хитра. Выбор её имени не случаен: инфернальные коннотации имени и отчества передают злость, жестокость, насмешливость как основные черты нравственного облика женщины. Ада Адольфовна ради развлечения задумывает и осуществляет "адский планчик", безжалостный розыгрыш над наивной и одинокой Соней, пренебрегает принципами моральности в своем поведении. Однако её характер неоднозначен и не позволяет безапелляционно судить о низости выбора героини: в блокадный период женщина теряет отца и брата, но не бежит, не уклоняется от работы. Ада продолжает писать письма Соне и через много лет, причем делает это она без прежнего агрессивно-насмешливого куража. Единственная причина тому - человечность героини, поскольку отнять у Сони прекрасную мечту значило бы разрушить её жизнь. Ада ощущает, что "сама стала немного Николаем": вместе с многочисленными письмами Ада обретает те чувства, которые описывала, и даже некоторые черты внешности. Негативный образ Ады повторяется в финале произведения, где она показана девяностолетней старухой: символом жестокости, под знаменем которой её жизнь, становится изображение на камее, где "кто-то кого-то убивает".
Одним из главных действующих лиц рассказа становится Ада Адольфовна, духовные характеристики которой прописаны предельно четко: она красива, сильна, "по-змеиному" элегантна и хитра. Выбор её имени не случаен: инфернальные коннотации имени и отчества передают злость, жестокость, насмешливость как основные черты нравственного облика женщины. Ада Адольфовна ради развлечения задумывает и осуществляет "адский планчик", безжалостный розыгрыш над наивной и одинокой Соней, пренебрегает принципами моральности в своем поведении.
Однако её характер неоднозначен и не позволяет безапелляционно судить о низости выбора героини: в блокадный период женщина теряет отца и брата, но не бежит, не уклоняется от работы. Ада продолжает писать письма Соне и через много лет, причем делает это она без прежнего агрессивно-насмешливого куража. Единственная причина тому - человечность героини, поскольку отнять у Сони прекрасную мечту значило бы разрушить её жизнь. Ада ощущает, что "сама стала немного Николаем": вместе с многочисленными письмами Ада обретает те чувства, которые описывала, и даже некоторые черты внешности.
Негативный образ Ады повторяется в финале произведения, где она показана девяностолетней старухой: символом жестокости, под знаменем которой её жизнь, становится изображение на камее, где "кто-то кого-то убивает".