Рассказ: Жил в роду Самаров жил один нанаец — Ла. Была у него дочка — Айога. Красивая девочка. Все её очень любили…
Айога загордилась. Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит, не может оторваться. Глядит не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде любуется. Совсем стала Айога ленивая. Всё любуется собой.
Вот однажды говорит ей мать:
— Пойди принеси воды, Айога!
Дочка отвечает:
— Я в воду упаду.
— А ты за куст держись, — говорит ей мать.
— Куст оборвётся! — отвечает Айога.
— А ты за крепкий куст возьмись.
— Руки поцарапаю…
Тут соседская девочка говорит матери Айоги:
— Я схожу за водой, мать.
Пошла и принесла воды.
Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит:
— Дай мне лепёшку, мать!
— Горячая она. Руки обожжёшь, — отвечает мать.
— Я рукавицы надену, — говорит Айога.
— Рукавицы мокрые.
— Я их на солнце высушу.
— Покоробятся они, — отвечает мать.
— Я их мялкой разомну.
— Руки заболят, — отвечает мать. — Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет.
Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на своё отражение в воде.
А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась — длинная стала. Говорит девочка Айоге:
— Возьми лепёшку. Мне не жалко!
Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости — так замахала, что руки у неё в крылья превратились.
— Не надо мне ничего-го-го! — кричит.
Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит:
— Ах, какая я красивая! Го-го-го! Ах, какая я красивая!..
Плавала, плавала, пока по-нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла.
Только имя своё не забыла, чтобы с кем-нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит.
— Ай-ога-га-га! Ай-ога-га-га!
1) Расскажи, с чего началось
превращение Айоги в самовлюбленну
ви ленивую девочку.
2) Объясни, какую традицию, почитаемую у людей разных народов, нару-
шила Айога, отказавшись своей маме.
3) Используя слова из сказки покажи
как Айога разговаривала
с матерью.
4) Сравни поступки Айоги и соседской девочки. Чьи поступки тебе нравятся
и почему?
5) Оцени, была ли Айога действительно красивой девочкой.
6) Могла ли такая история произойти на самом деле в реальной жизни?
7) Подумай, чем бытовая сказка отличается от волшебной.
Как часто люди делают добро, и стоит ли его делать? Конечно стоит! Благодаря ему наш мир становится счастливее и прекраснее, он наполняется любовью.
Но делать нужно от всего сердца, и только в этом случаи оно будет приносить радость остальным.
Почему люди должны делать добро? Добро делает людей сильными и счастливыми. Добро учит заботиться о своем ближнем, и не забывать о том, что вокруг нас очень много людей, которые нуждаются в нашей
Порой, сделать доброе дело совсем несложно, но тем не менее не многие хотят его делать, а ведь оно принесло бы больше радости и любви остальным.
друг другу, мы делаем добро, если кто-то просит о нужно остальным, мы самим себе.
Делать добро нужно делать от всего сердца, тогда эти дела будут приносить всем радость.Как часто люди делают друг другу добро? В нашем современном миремногие люди не знают, что значит делать добро. Все заняты своими проблемами, их не интересуют проблемы остальных. Это говорит об эгоизме людей, они не чувствуют окружающий мир, не замечают его. Если вы не замечаете, то и не замечают и вас. И если вы, то будут и вам. Все в мире взаимосвязано, ну а точнее, что посеешь, то и пожнешь.
Олег — разумный и справедливый владыка, «могущий воитель» , славной победой прославивший свое имя.▪Кудесник стар. Уйдя от мирской суеты в отшельничество, он живет напряженной духовной жизнью, насыщенной размышлениями о высоких богоугодных истинах. Хорошо знает людей. Удалившись от них, он думает о них, о превратностях их судеб. Знает весь доблестный путь князя Олега.
*Это мудрый и вдохновенный старец. Он смел и независим, не боится “могучих владык” и говорит всё им прямо в лицо.
Кудесник смело отвечает князю, отказывается от предлагаемых ему даров, объявляет о своей независимости и свободе.Князь привязан к коню, как к верному другу, «гладит и треплет» его по шее крутой. Для Олега его конь — «верный слуга» , участник всех боевых походов, с кем вместе прожита славная жизнь:
"Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время:
Теперь отдыхай! Уж не ступит нога
В твое позлащенное стремя".
▪Много лет спустя, возвратившись из походов, князь вспоминает о своем верном товарище. Услышав о его смерти, Олег, как ему кажется, побеждает в споре с предсказателем и «хочет увидеть он косги коня» . Наступив на череп, князь иронически опровергает предсказание:
"Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Но, оказывается, кудесник не ошибся:
Из мертвой главы гробовая змия.
Шипя, между тем выползала".