Рассказ «золотые слова». ответьте на вопросы: 1)какие именно «золотые слова» рассказчик «записал в своём сердце»? почему они названы золотыми? 2) на како две большие части можно разделить рассказ? сравни поведение детей в первой и во второй части.пошло ли детям впрок наказание,заслуженно в первой части повествования? 3)можно ли считать случайным совпадением,что все «несчастья» происходили с детьми именно тогда,когда за столом присутствовал папин начальник? обоснуй свою точку зрения. 4) папа утверждает,что дети наказаны за глупость.а ты назвал бы их глупыми? объясни свою позицию
в жизни каждого из нас есть множество событий, которые или остаются незамеченными, или бессмысленно приписываются случаю, но которые, при сколько-нибудь внимательном взгляде, носят на себе явную печать особенного промысла и всецело принадлежат к разряду таких явлений, которые у верующих называются чудесами, а у неверующих – необъяснимыми случаями.
высокомерие отрицает все, что считается непостижимым и что выступает за пределы естественного закона бессознательной природы. между тем налицо имеется множество фактов, свидетельствующих о совершившихся, совершающихся и поныне событиях в судьбах народов, которыми невидимо только один всеведущий, всеправеднейший и всесвятый владыка вселенной.
«человеку невнимательному и ведущему рассеянный образ жизни представляется, что все течет своим чередом, что все события являются результатом случайного стечения обстоятельств. такому несерьезному человеку кажется, что бог, если он и есть, находится где-то далеко на небе, что он не интересуется нашим миром, так как этот мир слишком мал и ничтожен в очах божьих. люди, думающие так, относятся к так называемым деистам. деистическое учение о боге получило особенно широкое распространение на западе в последние столетия, когда люди стали терять живой контакт с богом в церкви, таинствах и молитве. такие люди обычно бывают в то же время суеверными. большое значение влиянию звезд на человеческую жизнь, следят за всякими глупыми предметами, например, чтобы кошка не перебежала дорогу, чтобы не рассыпать соль на столе, не здороваться через порог, не спать ногами к дверям и так далее. у некоторых суеверных людей количество таких примет достигает огромного числа. но напрасно эти люди только усложняют свою жизнь. если на все эти глупые суеверные приметы не обращать внимания, то будет лучше всего, ибо всем миром вообще и жизнью каждого человека, в частности, бог.
мы молимся: «отче наш, иже еси на небесех», но в то же время знаем, что бог есть всюду, ибо он есть чистейший дух, везде сый, то есть вездесущий. потому псалмопевец давид восклицает: «куда пойду от духа твоего и от лица твоего куда убегу? взойду ли на небо – ты там, сойду ли в преисподнюю – и ты там. возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря, и там рука твоя поведет меня, и удержит меня десница твоя. скажу ли: может быть, тьма сокроет меня, и свет вокруг меня сделается ночью, но и тьма не затмит от тебя, и ночь светла, как день: как тьма, так и свет».
некоторые люди согласны с тем, что миром, взятым в целом, не случай, но бог. однако же думают, что бог не заботится о каждом человеке в частности, так как он слишком мал и ничтожен, и где там богу заботиться о таком огромном количестве существ, когда их всех и не пересчитаешь. но такие рассуждения неправильны и греховны. если бог, выражаясь по человеческим понятиям, удостоил бытия такие ничтожные существа, как микробы, и каждому из них дал особый состав, форму и устройство, то почему эти существа недостойны заботы божией в дальнейшем? бог позаботился дать им жизнь, он же заботится и дальше об их жизни. говорят, что живых существ чересчур много. но какое право мы имеем нашу ограниченность приписывать богу? ведь он бесконечен в своих совершенствах.
спаситель сказал, что даже самая малая птичка не упадет без воли божией (мф. 10, 29), тем более ничто в нашей жизни не может произойти помимо его воли. все доброе и хорошее посылается господом, ибо он есть вечный источник всех благ. все же злое не посылается непосредственно богом, ибо у бога нет и тени зла. но господь попускает злу иногда вредить нам ради нашей пользы и спасения. в данном случае разные неприятности имеют то же действие, какое имеют горькие, неприятные, но в то же время спасительные лекарства. почти все лекарства и медицинские операции являются для нас неприятными, но мы все равно к ним прибегаем, ибо знаем их пользу и необходимость.
обо всем промышляет господь, всему дает жизнь, все ведет к определенным целям водворения правды и добра»[