Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» — это произведение о великой силе малороссийского народа, которая заключалась в его единстве и бесстрашии казаков Запорожской Сечи, отважно сражавшихся за свою Родину и христианскую веру. Впервые повесть была издана в 1835 году в составе цикла «Миргород», а вторая ее редакция вышла в 1842 году.
На фоне основного сюжета развиваются судьбы главных героев: старого казака Тараса Бульбы и двух его молодых сыновей Остапа и Андрия. Вопросу о том, как складываются их взаимоотношения, т. е. взаимоотношения отцов и детей, уделено важное место в произведении.
В образе Тараса Бульбы отражены характерные черты всего казачества. Он является типичным представителем своего жестокого времени, носителем идеалов и ценностей своего народа. Эти ценности он стремится передать своим детям.
Прежде всего, Бульба считает, что настоящий мужчина должен «закалиться» в боях. Именно поэтому он везет своих сыновей в Запорожскую Сечь, а затем и выступает вместе с ними в поход против поляков.
Старому вояке не терпится посмотреть, как проявят себя его «молодцы» в «ратной науке» и в «бражничестве». Умение пить Бульба также считает «одним из главных достоинств рыцаря».
В этом отношении интересы старшего сына Остапа полностью совпадают с отцовскими: молодой человек не думает ни о чем, кроме «войны и разгульной пирушки». Андрий же совсем непохож по характеру на своих родственников. Это чувственный и романтичный юноша, который, впрочем, также «кипит жаждой подвига», но в звоне мечей и свисте пуль он слышит «очаровательную музыку». Главное, что отличает молодого человека от отца и брата — это то, что Андрий много думает о любви.
Свои мысли юноша тщательно скрывает от Тараса Бульбы, так как знает: тот считает, что казаку о любви думать «стыдно и бесчестно». Для Бульбы его жена — это лишь «старуха», которая занимается хозяйством и «воет» в сердцах, не желая отпускать сыновей на Сечь. Но Андрий, в силу тонкости своей натуры, и даже Остап — в силу молодости, пока не воспринимать мать подобным образом.
Со временем все же старший сын Бульбы становится больше похож на своего отца. Характер Остапа грубеет, и теперь молодой человек может хладнокровно сражаться с противниками. Бульба очень гордится Остапом, когда того выбирают атаманом, ведь именно о такой судьбе он мечтает для своего сына.
По-другому складываются отношения старого казака с Андрием. Бульбе нравится, как сын сражается на поле боя, но абсолютно не может понять он того, что молодой человек скучает во время осады Дубны, когда казаки решают взять город измором. По его мнению, хорошим воином может быть лишь тот, кто не только отважно сражается с противниками, но и в «безделии не соскучит».
Тарасу Бульбе, конечно же, никогда не понять и того, что любовь к прекрасной полячке могла заставить Андрия перейти на сторону врага. Это в сознании казака — страшный и бесчестный поступок, который должен караться смертью. И Бульба собственноручно убивает сына.
Юноша принимает смерть с покорностью: он знает, что его отец, в силу своих убеждений, не может поступить иначе. Расставаясь с жизнью, Андрий лишь шепчет имя любимой панночки, и это означает, что он окончательно сделал свой выбор.
Остап становится невольным свидетелем жестокого поступка отца, но он не осуждает Бульбу, так как согласен с его мнением. Позже, когда молодого человека берут в плен поляки, а затем страшно пытают во время казни, он героически сносит все мучения. Единственное, чего хочет Остап перед смертью, так это знать, что отец видит это и одобряет поведение сына.
Гибель сыновей, конечно же, не оставляет Тараса Бульбу равнодушным. Но если, глядя на тело Андрия, он лишь сожалеет о том, что бесславно пропал молодой казак, то смерть Остапа действительно ожесточает его. Бульба вместе со своим войском страшно мстит полякам за «сынку».
Умирает герой так же, как и его благородный отрок, — смертью достойной и храброй. Даже тогда, когда «ляхи» раскладывают под ним костер, он стремится своих товарищей. Так он на собственном примере доказывает противникам, что нет ничего на свете, «чего бы побоялся козак», а русская православная вера сильна и непоколебима.
однажды некрасова спросили: «– а каков будет конец “кому на руси жить хорошо”? » поэт долгое время молчал и , что уже само по себе предвещало необычный ответ. затем же он ответил: «– пья-но-му! ».
и действительно, в первоначальном замысле некрасова поэмы «кому на руси жить хорошо» счастье героев должно было поджидать их возле их же родных деревень – заплатова, дыряева и т.д. все эти деревни сообщались между собой тропинкой к кабаку, там-то странники и встречались с пьяницей, который рассказывал им о своей счастливой, хоть и беспутной жизни.
однако во время работы над поэмой (она продолжалась около 14 лет) автор изменил свой план, исключив из нее ряд первоначальных счастливцев и добавив взамен другие образы. поэтому в окончательном варианте «кому на руси жить хорошо» понимание счастья уже совершенно иное, и воплощено оно в образе «народного заступника», гриши добросклонова. для того, чтобы понять, каким же видел поэт народное счастье, рассмотрим образы счастливых в поэме «кому на руси жить хорошо» некрасова и проанализируем, почему никто из них не смог убедить странствующих мужиков в том, что он и правда счастлив.
Повесть Николая Васильевича Гоголя «Тарас Бульба» — это произведение о великой силе малороссийского народа, которая заключалась в его единстве и бесстрашии казаков Запорожской Сечи, отважно сражавшихся за свою Родину и христианскую веру. Впервые повесть была издана в 1835 году в составе цикла «Миргород», а вторая ее редакция вышла в 1842 году.
На фоне основного сюжета развиваются судьбы главных героев: старого казака Тараса Бульбы и двух его молодых сыновей Остапа и Андрия. Вопросу о том, как складываются их взаимоотношения, т. е. взаимоотношения отцов и детей, уделено важное место в произведении.
В образе Тараса Бульбы отражены характерные черты всего казачества. Он является типичным представителем своего жестокого времени, носителем идеалов и ценностей своего народа. Эти ценности он стремится передать своим детям.
Прежде всего, Бульба считает, что настоящий мужчина должен «закалиться» в боях. Именно поэтому он везет своих сыновей в Запорожскую Сечь, а затем и выступает вместе с ними в поход против поляков.
Старому вояке не терпится посмотреть, как проявят себя его «молодцы» в «ратной науке» и в «бражничестве». Умение пить Бульба также считает «одним из главных достоинств рыцаря».
В этом отношении интересы старшего сына Остапа полностью совпадают с отцовскими: молодой человек не думает ни о чем, кроме «войны и разгульной пирушки». Андрий же совсем непохож по характеру на своих родственников. Это чувственный и романтичный юноша, который, впрочем, также «кипит жаждой подвига», но в звоне мечей и свисте пуль он слышит «очаровательную музыку». Главное, что отличает молодого человека от отца и брата — это то, что Андрий много думает о любви.
Свои мысли юноша тщательно скрывает от Тараса Бульбы, так как знает: тот считает, что казаку о любви думать «стыдно и бесчестно». Для Бульбы его жена — это лишь «старуха», которая занимается хозяйством и «воет» в сердцах, не желая отпускать сыновей на Сечь. Но Андрий, в силу тонкости своей натуры, и даже Остап — в силу молодости, пока не воспринимать мать подобным образом.
Со временем все же старший сын Бульбы становится больше похож на своего отца. Характер Остапа грубеет, и теперь молодой человек может хладнокровно сражаться с противниками. Бульба очень гордится Остапом, когда того выбирают атаманом, ведь именно о такой судьбе он мечтает для своего сына.
По-другому складываются отношения старого казака с Андрием. Бульбе нравится, как сын сражается на поле боя, но абсолютно не может понять он того, что молодой человек скучает во время осады Дубны, когда казаки решают взять город измором. По его мнению, хорошим воином может быть лишь тот, кто не только отважно сражается с противниками, но и в «безделии не соскучит».
Тарасу Бульбе, конечно же, никогда не понять и того, что любовь к прекрасной полячке могла заставить Андрия перейти на сторону врага. Это в сознании казака — страшный и бесчестный поступок, который должен караться смертью. И Бульба собственноручно убивает сына.
Юноша принимает смерть с покорностью: он знает, что его отец, в силу своих убеждений, не может поступить иначе. Расставаясь с жизнью, Андрий лишь шепчет имя любимой панночки, и это означает, что он окончательно сделал свой выбор.
Остап становится невольным свидетелем жестокого поступка отца, но он не осуждает Бульбу, так как согласен с его мнением. Позже, когда молодого человека берут в плен поляки, а затем страшно пытают во время казни, он героически сносит все мучения. Единственное, чего хочет Остап перед смертью, так это знать, что отец видит это и одобряет поведение сына.
Гибель сыновей, конечно же, не оставляет Тараса Бульбу равнодушным. Но если, глядя на тело Андрия, он лишь сожалеет о том, что бесславно пропал молодой казак, то смерть Остапа действительно ожесточает его. Бульба вместе со своим войском страшно мстит полякам за «сынку».
Умирает герой так же, как и его благородный отрок, — смертью достойной и храброй. Даже тогда, когда «ляхи» раскладывают под ним костер, он стремится своих товарищей. Так он на собственном примере доказывает противникам, что нет ничего на свете, «чего бы побоялся козак», а русская православная вера сильна и непоколебима.
однажды некрасова спросили: «– а каков будет конец “кому на руси жить хорошо”? » поэт долгое время молчал и , что уже само по себе предвещало необычный ответ. затем же он ответил: «– пья-но-му! ».
и действительно, в первоначальном замысле некрасова поэмы «кому на руси жить хорошо» счастье героев должно было поджидать их возле их же родных деревень – заплатова, дыряева и т.д. все эти деревни сообщались между собой тропинкой к кабаку, там-то странники и встречались с пьяницей, который рассказывал им о своей счастливой, хоть и беспутной жизни.
однако во время работы над поэмой (она продолжалась около 14 лет) автор изменил свой план, исключив из нее ряд первоначальных счастливцев и добавив взамен другие образы. поэтому в окончательном варианте «кому на руси жить хорошо» понимание счастья уже совершенно иное, и воплощено оно в образе «народного заступника», гриши добросклонова. для того, чтобы понять, каким же видел поэт народное счастье, рассмотрим образы счастливых в поэме «кому на руси жить хорошо» некрасова и проанализируем, почему никто из них не смог убедить странствующих мужиков в том, что он и правда счастлив.