Расскажите немного , про фильмотеки. Затроньте как фильмотек, так и их современный электронный вид. Нужно для курсового проекта, копирование с вики не подойдет :)
Большая поэма Сергея Есенина “Анна Снегина” явилась своего рода итогом творчества поэта, который сам считал ее своим лучшим произведением. В этой поэме Есенин отображает события в России 1917 г. и, как настоящий поэт-пророк, предчувствуя беду, словно предупреждает об опасности, грозящей России, всему русскому народу и судьбе отдельной личности. Тема поэмы “Анна Снегина” тесно связана с предыдущей лирикой Есенина, поэма вобрала в себя все созданные автором ранее образы, так или иначе связанные с жизнью русской деревни, крестьянским бытом, с Россией в целом. Особенностью поэмы является использованное в ней богатство народной разговорной речи, что бросается в глаза уже с первых строк. Речь каждого отдельного героя Есенину раскрыть его индивидуальность, поэтому читателю хорошо понятны чаяния и возницы, и мельника, и Прона, и Лабути, и старухи, и, конечно же, мысли главного героя. Центральное место в поэме занимает речь самого автора. Мы четко видим авторское отношение к изображаемому миру, к каждому из героев, но поэт не навязывает своих взглядов, он просто ведет диалог с каждым из персонажей и позволяет читателю самому делать, выводы. В поэме можно выделить две главные темы. Во-первых, это рассказ о личной судьбе лирического героя самого Есенина и непосредственная его связь с судьбой Анны Снегиной, именем которой и названа поэма. Анна Снегина (прототипом ее является молодая помещица Кашина) — не просто первая любовь героя поэмы, чистая и искренняя. Анна Снегина ассоциируется у автора с ушедшей молодостью, с образом утраченной счастливой деревенской жизни, полной гармонии с природой. Образ Анны навевает герою приятные воспоминания о давно беспечной юности, о сильных чувствах, но с самого начала заметно, что сам герой равнодушен к этой встрече и даже нисколько не воодушевлен. Он понимает, что вольная, беззаботная и полная удовольствий жизнь в деревне и любовь потеряна, ушла навсегда и никогда уже не вернется. Анна Снегина говорит:
Вы такой нехороший. Мне жалко, Обидно мне, Что пьяные ваши дебоши Известны по всей стране, —
И, узнав, что поэт никого не любит, с грустью произносит:
“Тогда еще более странно губить себя с этих лет; пред вами такая дорога...”.
Тема личной судьбы неразрывно связана в поэме с темой малой родины и с темой России в целом. Здесь представлена рязанская земля 1917г., рассказывается о судьбе одного из уголков России от революции до первых лет мирной жизни (действие заканчивается в 1923 г.). Автор говорит о том, что это были самые тяжелые годы, когда “чумазый сброд играл по дворам на роялях /коровам тамбовский фокстрот”. Есенин, хорошо знавший деревенский уклад жизни, предвидел время, когда судьба хлебороба выльется в трагедию 1929—1933гг.:
Шли годы Размашисто, пылко... Удел хлебороба гас.
Есенин не идеализирует крестьянство, и оно в поэме показано разнопланово: здесь и возница, и мельник, и Лабутя. Слишком печальна судьба каждого из них в отдельности и всех вместе взятых как частицы единого русского народа, о чем читатель узнает из слов мельничихи:
У нас здесь теперь не спокойно. Испариной все зацвело. Сплошные мужицкие войны — Дерутся селом на село.
Эти мужицкие войны символичны. Они являются прообразом единой большой братоубийственной войны, настоящей трагедии. Есенин пишет, что глупый деревенский народ, охваченный всеобщим духом борьбы, позабыл о земле, о природе, о простой и спокойной жизни. Крестьянский люд совсем обнищал, что, естественно, привело к ожесточению. И это мы видим на примере жизни Оглоблина Прона, который “вечно озлоблен, с утра по неделям пьян”, “убил топором старшину”. Устами старухи-мельничихи поэт говорит, что таких, как Прон, “теперь тысячи стало / творить на свободе гнусь”, и в сердцах восклицает: “Пропала Расея, пропала... / Погибла кормилица Русь...”.
У А. С. Пушкина и С. А. Есенина исходным материалом для их произведений послужило одно историческое событие – Пугачевское восстание. Но оба автора и восстание, и героя воспринимают по-разному. Конечно, различны жанры произведений: у А. С. Пушкина это исторический роман, а у С. А. Есенина – драматическая поэма. Но главное не в этом.
У А. С. Пушкина Пугачевский бунт – это стихия мятежа и насилия. Это разорение деревень, шайки разбойников повсюду, произвол и беззаконие. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! » – вот гуманизм позиции автора.
С. А. Есенин в восстании видит справедливое народное возмездие. Нарушен мирный труд крестьян, после смерти Петра III Екатерина отдала все «под надзор своих дворян» . Теперь повсюду «стонет Русь от цепких лапищ» . Но «уже мятеж вздымает паруса» , и нужен только «тот, кто б первый бросил камень» . Есенин видит историческую объективность в необходимости появления предводителя восставших, Пугачев только сыграл в истории нужную роль, возглавив народные массы.
Образы героев тоже раскрываются по-разному. Пушкинский Пугачев – авантюрист, знающий, что идет на риск, и желающий повторить успех Гришки Отрепьева. Он и жесток, и великодушен одновременно. В то же время он знает, что ему «поздно каяться» , ему не будет помилования и остается только идти до конца.
У Есенина Пугачев представлен как мечтатель-романтик, поэт в душе. Он любит родину, природу, мечтает о достойной для народа жизни и его мирном труде. Он не верит в разгром своего войска и стремится по Каспию бежать в Азию – «голубую страну» своей мечты. У него необычная поэтическая речь, полная эпитетов, метафор, образных сравнений.
Уже давно я, давно я скрывал тоску Перебраться туда к их кочующим станам, Чтоб разящими волнами их сверкающих скул Стать к преддверьям России, как тень Тамерлана.
Вечный странник, правдоискатель и романтик, защитник народа – таким предстает Пугачев в поэме С. А. Есенина.
А. Пушкин сочувствует Пугачеву – незаурядной личности, пошедшей по неверному пути и трагически обреченной.
Тема поэмы “Анна Снегина” тесно связана с предыдущей лирикой Есенина, поэма вобрала в себя все созданные автором ранее образы, так или иначе связанные с жизнью русской деревни, крестьянским бытом, с Россией в целом. Особенностью поэмы является использованное в ней богатство народной разговорной речи, что бросается в глаза уже с первых строк. Речь каждого отдельного героя Есенину раскрыть его индивидуальность, поэтому читателю хорошо понятны чаяния и возницы, и мельника, и Прона, и Лабути, и старухи, и, конечно же, мысли главного героя.
Центральное место в поэме занимает речь самого автора. Мы четко видим авторское отношение к изображаемому миру, к каждому из героев, но поэт не навязывает своих взглядов, он просто ведет диалог с каждым из персонажей и позволяет читателю самому делать, выводы.
В поэме можно выделить две главные темы. Во-первых, это рассказ о личной судьбе лирического героя самого Есенина и непосредственная его связь с судьбой Анны Снегиной, именем которой и названа поэма. Анна Снегина (прототипом ее является молодая помещица Кашина) — не просто первая любовь героя поэмы, чистая и искренняя. Анна Снегина ассоциируется у автора с ушедшей молодостью, с образом утраченной счастливой деревенской жизни, полной гармонии с природой.
Образ Анны навевает герою приятные воспоминания о давно беспечной юности, о сильных чувствах, но с самого начала заметно, что сам герой равнодушен к этой встрече и даже нисколько не воодушевлен. Он понимает, что вольная, беззаботная и полная удовольствий жизнь в деревне и любовь потеряна, ушла навсегда и никогда уже не вернется.
Анна Снегина говорит:
Вы такой нехороший.
Мне жалко,
Обидно мне,
Что пьяные ваши дебоши
Известны по всей стране, —
И, узнав, что поэт никого не любит, с грустью произносит:
“Тогда еще более странно
губить себя с этих лет;
пред вами такая дорога...”.
Тема личной судьбы неразрывно связана в поэме с темой малой родины и с темой России в целом. Здесь представлена рязанская земля 1917г., рассказывается о судьбе одного из уголков России от революции до первых лет мирной жизни (действие заканчивается в 1923 г.). Автор говорит о том, что это были самые тяжелые годы, когда “чумазый сброд играл по дворам на роялях /коровам тамбовский фокстрот”. Есенин, хорошо знавший деревенский уклад жизни, предвидел время, когда судьба хлебороба выльется в трагедию 1929—1933гг.:
Шли годы
Размашисто, пылко...
Удел хлебороба гас.
Есенин не идеализирует крестьянство, и оно в поэме показано разнопланово: здесь и возница, и мельник, и Лабутя. Слишком печальна судьба каждого из них в отдельности и всех вместе взятых как частицы единого русского народа, о чем читатель узнает из слов мельничихи:
У нас здесь теперь не спокойно.
Испариной все зацвело.
Сплошные мужицкие войны —
Дерутся селом на село.
Эти мужицкие войны символичны. Они являются прообразом единой большой братоубийственной войны, настоящей трагедии. Есенин пишет, что глупый деревенский народ, охваченный всеобщим духом борьбы, позабыл о земле, о природе, о простой и спокойной жизни. Крестьянский люд совсем обнищал, что, естественно, привело к ожесточению. И это мы видим на примере жизни Оглоблина Прона, который “вечно озлоблен, с утра по неделям пьян”, “убил топором старшину”. Устами старухи-мельничихи поэт говорит, что таких, как Прон, “теперь тысячи стало / творить на свободе гнусь”, и в сердцах восклицает: “Пропала Расея, пропала... / Погибла кормилица Русь...”.
У А. С. Пушкина Пугачевский бунт – это стихия мятежа и насилия. Это разорение деревень, шайки разбойников повсюду, произвол и беззаконие. «Не приведи Бог видеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный! » – вот гуманизм позиции автора.
С. А. Есенин в восстании видит справедливое народное возмездие. Нарушен мирный труд крестьян, после смерти Петра III Екатерина отдала все «под надзор своих дворян» . Теперь повсюду «стонет Русь от цепких лапищ» . Но «уже мятеж вздымает паруса» , и нужен только «тот, кто б первый бросил камень» . Есенин видит историческую объективность в необходимости появления предводителя восставших, Пугачев только сыграл в истории нужную роль, возглавив народные массы.
Образы героев тоже раскрываются по-разному. Пушкинский Пугачев – авантюрист, знающий, что идет на риск, и желающий повторить успех Гришки Отрепьева. Он и жесток, и великодушен одновременно. В то же время он знает, что ему «поздно каяться» , ему не будет помилования и остается только идти до конца.
У Есенина Пугачев представлен как мечтатель-романтик, поэт в душе. Он любит родину, природу, мечтает о достойной для народа жизни и его мирном труде. Он не верит в разгром своего войска и стремится по Каспию бежать в Азию – «голубую страну» своей мечты. У него необычная поэтическая речь, полная эпитетов, метафор, образных сравнений.
Уже давно я, давно я скрывал тоску
Перебраться туда к их кочующим станам,
Чтоб разящими волнами их сверкающих скул
Стать к преддверьям России,
как тень Тамерлана.
Вечный странник, правдоискатель и романтик, защитник народа – таким предстает Пугачев в поэме С. А. Есенина.
А. Пушкин сочувствует Пугачеву – незаурядной личности, пошедшей по неверному пути и трагически обреченной.