В эпоху сентиментализма мотив денег возникает в повести Карамзина. В одном из эпизодов молодой дворянин Эраст покупает у крестьянской девушки Лизы ландыши, предлагая ей рубль вместо пяти копеек. «”Ты продаешь их, девушка?” – спросил он с улыбкою. “Продаю”, - отвечала она. ”А что тебе надобно?” - ”Пять копеек”. - ”Это слишком дешево. Вот тебе рубль”. Лиза удивилась, осмелилась взглянуть на молодого человека, - еще более раскраснелась и, потупив глаза в землю, сказала ему, что она не возьмет рубля. ”Для чего же?” – “Мне не надобно лишнего”. – “ Я думал, что прекрасные ландыши, сорванные руками прекрасной девушки, стоят рубль. Когда же ты не берешь его, вот тебе пять копеек. Я хотел бы всегда покупать у тебя цветы; хотел бы, чтоб ты рвала их только для меня ”». Почему же Лиза не взяла лишних денег? В повести находится описание внутренних качеств Эраста, позволяющее ответить на вопрос: что нашел Эраст в Лизе? Чем привлекла его сердце бедная девушка? Сердце молодого человека доброе, но «слабое и ветреное». Возможно, он устав от светских забав, ищет чего-то искреннего, настоящего и находит это в Лизе. Своей чистотой, простотой она и очаровывает его. Читая эпизоды, в которых описывается, как Лиза не соглашается выходить замуж за богатого крестьянина, а Эраст, проигрывает все деньги, женится на богатой вдове, мы понимаем, что чувства обоих героев проходят «испытание богатством». Любовь Эраста не выдерживает этого испытания. Эраст дает Лизе сто рублей, словно бы желая откупиться от нее. Но в мире Лизы, где все определяется силой чувств, деньги не играют роли, в мире Эраста же все наоборот.
Первое, что следует отметить: изображение человека вообще в древнерусской литературе весьма своеобразно. Автор умышленно избегает точности, определенности, детализации, указывающих на конкретный характер. Профессиональная деятельность или принадлежность к определенной социальной категории определяют личность. Если перед нами монах - важны его монашеские качества, если князь - княжеские, если богатырь - богатырские. Жизнь святых изображается специально вне времени и пространства, являясь эталоном этических норм. Раскрытие характера героя повествования происходит через описание его поступков (деяний, подвигов). Автор не уделяет внимания причинам, побудившим героя к тому или иному поступку, мотивировка остается за кадром. Древнерусский герой - цельная и бескомпромиссная личность, живущая по принципу: "цель вижу, препятствий не замечаю, в себя верю". Его образ будто вырублен из гранитного монолита, поступки основаны на незыблемой уверенности в правоте своего дела. Деятельность его направлена на благо родной земли, на благо сограждан. Былинный богатырь, например, - собирательный образ защитника Родины, пусть и наделенный определенными сверхъестественными образец гражданского поведения. Кем бы ни был герой - он мужественен, честен, добр, великодушен, предан своей Родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды, православный христианин. Это человек сильный, гордый и необыкновенно упрямый
В повести находится описание внутренних качеств Эраста, позволяющее ответить на вопрос: что нашел Эраст в Лизе? Чем привлекла его сердце бедная девушка? Сердце молодого человека доброе, но «слабое и ветреное». Возможно, он устав от светских забав, ищет чего-то искреннего, настоящего и находит это в Лизе. Своей чистотой, простотой она и очаровывает его.
Читая эпизоды, в которых описывается, как Лиза не соглашается выходить замуж за богатого крестьянина, а Эраст, проигрывает все деньги, женится на богатой вдове, мы понимаем, что чувства обоих героев проходят «испытание богатством». Любовь Эраста не выдерживает этого испытания. Эраст дает Лизе сто рублей, словно бы желая откупиться от нее. Но в мире Лизы, где все определяется силой чувств, деньги не играют роли, в мире Эраста же все наоборот.
Раскрытие характера героя повествования происходит через описание его поступков (деяний, подвигов). Автор не уделяет внимания причинам, побудившим героя к тому или иному поступку, мотивировка остается за кадром.
Древнерусский герой - цельная и бескомпромиссная личность, живущая по принципу: "цель вижу, препятствий не замечаю, в себя верю". Его образ будто вырублен из гранитного монолита, поступки основаны на незыблемой уверенности в правоте своего дела. Деятельность его направлена на благо родной земли, на благо сограждан. Былинный богатырь, например, - собирательный образ защитника Родины, пусть и наделенный определенными сверхъестественными образец гражданского поведения.
Кем бы ни был герой - он мужественен, честен, добр, великодушен, предан своей Родине и народу, никогда не ищет собственной выгоды, православный христианин. Это человек сильный, гордый и необыкновенно упрямый