Борис годунов трагедия (1824 — 1825, опубл. 1831) 20 февраля 1598 г. уже месяц, как борис годунов затворился вместе со своей сестрой в монастыре, покинув «все мирское» и отказываясь принять московский престол. народ объясняет отказ годунова вен¬чаться на царство в нужном для бориса духе: «его страшит сияние престола». игру годунова прекрасно понимает «лукавый царедворец» боярин шуйский, прозорливо угадывая дальнейшее развитие событий: «народ еще повоет да поплачет, /борис еще немно¬го, и наконец по милости своей/принять венец смиренно », иначе «понапрасну лилася кровь царевича-младенца», в смерти которого шуйский напрямую обвиняет бориса. события развиваются так, как предсказывал шуйский. народ, «что волны, рядом ряд», падает на колени и с «воем» и «плачем» умоляет бориса стать царем. борис колеблется, затем, прерывая свое монастырское затворничество, принимает «власть великую (как он говорит в своей тронной речи) со страхом и смиреньем». прошло четыре года. ночь. в келье чудова монастыря отец пимен готовится завершить летопись «последним сказанием». пробуждается молодой инок григорий, спавший тут же, в келье пимена. он сетует на монашескую жизнь, которую ему приходится вести с отроческих лет, и завидует веселой «младости» пимена: «ты рать литвы при шуйском отражал, /ты видел двор и роскошь иоанна! счастлив! » увещевая молодого монаха («я долго жил и многим насладился; /но с той поры лишь блаженство, /как в монастырь господь меня »), пимен приводит в пример царей иоанна и феодора, искавших успокоение «в подобии монашеских трудов». гри¬горий расспрашивает пимена о смерти димитрия-царевича, ровесника молодого инока, — в то время пимен был на послушании в угличе, где бог его и видеть «злое дело», «кровавый грех». как «страшное, невиданное горе» воспринимает старик избрание цареу¬бийцы на престол. «сей повестью печальной» он собирается завершить свою летопись и передать дальнейшее ее ведение григорию. григорий бежит из монастыря, объявив, что будет «царем на москве». об этом докладывает игумен чудова монастыря патриарху. патриарх отдает приказ поймать беглеца и сослать его в соловецкий монастырь на вечное поселение. царские палаты. входит царь после «любимой беседы» с колду¬ном. он угрюм. шестой год он царствует «спокойно», но обладание московским престолом не сделало его счастливым. а ведь помыслы и деяния годунова были высоки: «я думал свой народ в довольствии, во славе успокоить, я отворил им житницы, я злато/рассыпал им я выстроил им новые ». тем сильнее постигшее его разочарование: «ни власть, ни жизнь меня не веселят, мне счастья нет». и все же источник тяжелого душевного кризиса царя кроется не только в осознании им бесплодности всех его трудов, но и в муках нечистой совести («да, жалок тот, в ком совесть нечиста»). корчма на литовской границе. григорий отрепьев, одетый в мир¬ское платье, сидит за столом с бродягами-чернецами мисаилом и варламом. он выведывает у хозяйки дорогу на литву. входят приставы. они ищут отрепьева, в руках у них царский указ с его примета¬ми. григорий вызывается прочесть указ и, читая его, подменяет свои приметы приметами мисаила. когда обман раскрывается, он ловко ускользает из рук растерявшейся стражи. дом василия шуйского. среди гостей шуйского афанасий пушкин. у него новость из кракова от племянника гаврилы пушкина, которой он после ухода гостей делится с хозяином: при дворе поль¬ского короля появился димитрий, «державный отрок, по манию бориса ». димитрий «умен, , ловок, по нраву всем», король его приблизил к себе и, «говорят, обещал». для шуйского эта новость «весть важная! и если до народа она дойдет, то быть грозе великой». царские палаты.
Но если смерть пушкина была великим несчастьем для россии, то смерть лермонтова была уже настоящей катастрофой, и от этого удара, не могло не дрогнуть творческое лоно не только российской, но и других культур»
миссия лермонтова — одна из глубочайших загадок нашей культуры.
не всякому человеку, заявляющему, что он одинок, можно верить. часто это попросту поза. а м.ю.лермонтов имел на это »
д.л. андреев (1906 — 1959)
2) сожительство в лермонтове бессмертного и смертного человека составляло всю горечь его существования, обусловило весь драматизм, всю привлекательность, глубину и едкость его поэзии.
чем дальше мы отдаляемся от лермонтова, тем больше проходит перед нами поколений, к которым равно применяется его горькая «дума», чем больше лет звучит с равною силою страшное «и скучно и грустно» на земле — тем более вырастает в наших глазах скорбная и любящая фигура поэта, взирающая на нас глубокими очами полубога из своей загадочной
с.а. андреевский (1847 — 1918)
3) удивительное чувство охватывает вас при въезде в тарханы. входишь в часовню. спускаешься в склеп к гробу лермонтова и с горечью понимаешь: убит. входишь в усадьбу – жив! жив в своей гениальной поэзии, жив в нашей памяти, в своем бесконечном бессмертии.
никогда, ни в одной из мира не бывало примера, чтобы один великий поэт подхватил знамя поэзии, выпавшее из рек другого, чтобы он нес его по завещанному пути и сам пал на поединке с теми же силами. смерть пушкина и рождение лермонтова-трибуна а неразделимы.
каждый раз, как произносишь имя лермонтова, думаешь, что это один из самых гениальных людей, какие когда-либо рождались на земле.
миссия лермонтова — одна из глубочайших загадок нашей культуры.
не всякому человеку, заявляющему, что он одинок, можно верить. часто это попросту поза. а м.ю.лермонтов имел на это »
д.л. андреев (1906 — 1959)
2) сожительство в лермонтове бессмертного и смертного человека составляло всю горечь его существования, обусловило весь драматизм, всю привлекательность, глубину и едкость его поэзии.
чем дальше мы отдаляемся от лермонтова, тем больше проходит перед нами поколений, к которым равно применяется его горькая «дума», чем больше лет звучит с равною силою страшное «и скучно и грустно» на земле — тем более вырастает в наших глазах скорбная и любящая фигура поэта, взирающая на нас глубокими очами полубога из своей загадочной
с.а. андреевский (1847 — 1918)
3) удивительное чувство охватывает вас при въезде в тарханы. входишь в часовню. спускаешься в склеп к гробу лермонтова и с горечью понимаешь: убит. входишь в усадьбу – жив! жив в своей гениальной поэзии, жив в нашей памяти, в своем бесконечном бессмертии.
никогда, ни в одной из мира не бывало примера, чтобы один великий поэт подхватил знамя поэзии, выпавшее из рек другого, чтобы он нес его по завещанному пути и сам пал на поединке с теми же силами. смерть пушкина и рождение лермонтова-трибуна а неразделимы.
каждый раз, как произносишь имя лермонтова, думаешь, что это один из самых гениальных людей, какие когда-либо рождались на земле.